Об Аркадии Давидовиче: «Да, я проспал эпоху, но зато с какими женщинами!»

Режиссеры Роман Дмитриев и Кирилл Савельев рассказывают о наследии и жизни воронежского художника Аркадия Давидовича.

25 февраля не стало активного участника воронежской художественной сцены, писателя, мифотворца и актера Аркадия Давидовича. Режиссеры фильма «Гомункул» (тизер которого стал популярным мемом) и создатели ютуб-канала «Ar_Davidivich» Роман Дмитриев и Кирилл Савельев рассказывают о наследии и жизни художника.

Давидович всегда играл роль и никогда не отвлекался. Постоянно работал с главным предметом своего искусства — с мифом о самом себе. Он все в своей жизни концентрировал на этом. Использовал любую возможность для демонстрации, но не оставил после себя ничего мирского: ни потомства, ни имущества, — кроме бесконечных плодов своего творчества. А еще остался этот самый миф о Давидовиче как герое, свидетеле и деятеле истории, который, как он сам говорил, участвовал во многих исторических событиях. 

«Целую ручки только Венере Милосской»

Его роль в художественном сообществе Воронежа — это грибница. В плане работоспособности он был неугомонным. Еще в советский период постоянно ходил в Союз Писателей, куда его так и не приняли. Даже как-то ездил туда с мочой, выступавшей в роли культурного наследия автора. В какой-то момент Давидович выяснил, что существует еще и интернет, а вместе с ним и современное искусство, другие медиа, через которые он может выражаться. С тех пор он начал использовать все доступные ему средства. Фильм «Гомункул» — это еще одна сторона его жизни, блог же —  спин-офф этого фильма. Параллельно с нашим «Гомункулом» было снято несколько других фильмов, примерно в той же стилистике параллельного кино 90‑х годов. 

С Давидовичем было сложно, мы с ним даже были одно время врагами, он никого так не ненавидел, как нас в какое-то время. Канал был нашим общим творчеством, и когда мы не могли выкладывать видео, он настаивал, чтобы мы или выкладывали видео других людей, или отдали ему канал. А мы не могли себе это позволить, мы слишком много сил потратили, чтобы выдержать его в одной стилистике. И мы подвергались даже некоторому террору с его стороны. Он мог послать каких-то сумасшедших людей к Кириллу на работу. Он не мог остановиться, а мы устали. Сам материал устал: истощился список баек, его реприз, его предложений. Нам сложно было его уговорить на что-то другое. И это все длилось очень долго, считай с 2011 года. Практически десять лет. Иногда мы могли проводить с ним целые дни. Он был избыточным, он оставался энергичным даже когда ему поставили диагноз — рак. Казалось, что он нас переживет. 

Давидовичу было важно постоянно принимать участие — кстати, всегда блистательно — в каких-то безумных затеях. И мы с ним работали некоторое время очень продуктивно. В своем интервью блогер Ивангай говорит, что он недавно выложил 300 видео, у Давидовича — немногим меньше. И это огромный пласт жизни. Смерть Давидовича остановила это бесконечное производство мудрости и троллинга. Сейчас этот гул стих и наступила тишина. Его тщеславие было невозможно удовлетворить. И что бы мы ни делали, ему всегда было мало. Образ грибницы нам об этом и говорит — он везде пророс. Только на похоронах мы увидели, сколько людей его окружало. Не представляли, что их так много. И это лишь малая часть его окружения, тех, кто расшифровывал записи, собирал их, верстал и переводил афоризмы. Архивы — гигантские, и это только вершина айсберга, поэтому блог продолжит существовать. По вдохновению: тут не было никаких денег, не было никакой регулярности. 

«Предрассудки в споре непобедимы»

Промежуточным этапом осмысления его творчества стала ретроспективная выставка «Великий гений всех времен и народов Аркадий Давидович, или Воронежский романтический концептуалист» (2020), которая была снабжена таймлайном, где Давидович присутствует вечно, от большого взрыва до момента наступления технологической сингулярности. Это, конечно, вырывает его из череды бытовой унылой жизни, но, с другой стороны, потоком этой «бытовухи» он и брал. На Youtube-канале в комментариях можно прочитать: «Бардак в комнате и в доме — бардак в голове». И люди так правда думают — все же убираются. Но когда у тебя в комнате стоят просто по периметру предметы, может, это нехорошо, может, это действительно бардак? Но верить людям в комментариях — это последнее дело.

«Сталин — это Ленин кавказской национальности».

Культурный центр им. Давидовича — импровизированное культурное пространство, созданное для прощания с Давидовичем, центр памяти, который должен вскоре закрыться. Правда, после похорон прошел уже месяц, но оно все еще не закрывается, работает: тут проходят лекции, показы, концерты, все исписано афоризмами. И это удивительно, насколько не хватает культурных пространств в городе. Давидович был таким человеком, который — даже просто умерев — спровоцировал такой всплеск культурной жизни. Неизвестно, что будет с Музеем афористики, потому что это просто комната в коммуналке — там сейчас идет разговор о долях, продажах, перепродажах… А город в этом всем не заинтересован. 

«Культура — это умение материться без мата»

Придуманный им день «Спасения всех от всех» (29 февраля) был для него формой взаимодействия с муниципальной культурой, связью с городом, праздником, способным объединить людей всех вероисповеданий, цвета кожи, гражданства или гендера. Самому Давидовичу было плевать с кем сотрудничать: если нужно было сделать городской праздник, то он шел и делал его. Да и название отличное. Он умер за несколько дней до «Спасения всех ото всех». 

Авторы: Роман Дмитриев и Кирилл Савельев 

Редактор: Иван Стрельцов

Spectate
FB — VK — TGIG

Если вы хотите помочь SPECTATE, оформите ежемесячный платеж на Patreon или поддержите нас разовым донатом: