Тёмные Теории, или Философия после Постмодерна

Публикуем курс лекций историка философии Дмитрия Хаустова «Тёмные теории», прочитанный им в культурном центре «Пунктум» в октябре-ноябре 2019 года.

…а потом все умерли: Барт, Фуко, следом Делёз. Недолго осталось последним из пантеона – Деррида, Бодрийяру. И в этом тревожном пространстве, оставленном интеллектуальными богами вчерашнего дня, вдруг стало ясно, что философский постмодерн – во всяком случае, в его радикальной форме – был тупиком, хитрым змием, кусающим собственный хвост. Для кого-то трагедия, а для кого-то – вызов. Достаточно быстро, уже в 90‑е годы возникли целые направления мысли, наощупь отыскивающие выход из постмодернистского тупика в новые, смутные, неуютные области. Упорствовать в постмодернизме не было ни сил, ни желания. Но возвращаться в докритическое состояние «до постмодерна» тоже нельзя, ибо слишком сильна оказалась зубастая постмодернистская критика. Что оставалось, так это идти куда-то вперед, в неизведанное, еще не освещенное пространство. Теории, появившиеся на этом пути, мы будем условно называть «Тёмными» – не только потому, что это слово одно из излюбленных в их арсенале. Темны они потому, что ищут для мысли объекты, максимально далекие от привычного света человеческого, слишком человеческого разума. Животные и микробы, грибы и бактерии, непроницаемый космос и океанические бездны, холодные коды киберкультуры, нечеловеческое, постгуманистическое и даже антигуманистическое – вот часть сюжетов, которыми занимаются Тёмные Теории, располагающиеся за пределами теплого и уютного субъективного мироздания. Мы пойдем следом – хоть краешком глаза увидеть, есть ли там что-то, и, если да, то что именно.

Лекция 1. Акторно-сетевая теория. Живой классик философии и социологии, Бруно Латур был одним из первых популяризаторов постгуманистического тренда в философии, переживавшей свой постмодернистско-посттравматический синдром. В акторно-сетевой теории (АСТ) Латура вещи-объекты осмысляются в их онтологическом равноправии с людьми-субъектами. Обратившись к АСТ, обсудим знаменитый латуровский лозунг «Нового времени не было!», понятия акторов и сетей и многое прочее.


Лекция 2. Спекулятивный реализм. Если Латур продвигал постгуманизм через социологию, главный интеллектуальный трендсеттер нашего времени Квентин Мейясу идет много дальше, предлагая виртуозное онтологическое доказательство самой возможности мышления за пределами классического субъекта. Предложенный им метод рассуждения лег в основу влиятельного международного движения спекулятивного реализма (СР), претендующего на философский пересмотр широкого спектра культурных явлений от науки до поп-культуры и обратно. Обратившись к СР, обсудим предложенный Мейясу метод, выдвинутые им понятия корреляционизма, доисторического, архиископаемого и многое прочее.


Лекция 3. Объектно-ориентированная онтология. Следуя за новаторскими интуициями Латура и Мейясу, философ Грэм Харман, одновременно солидаризирующийся и расходящийся с движением спекулятивного реализма, выдвинул свою версию нового философского поворота, маркировав ее как объектно-ориентированную онтологию (ООО). В ней, что следует уже из названия, также проводится стратегия онтологического уравнивания людей и вещей, но акцент делается на вопросе о том, как именно вещи-объекты функционируют на заявленной онтологической плоскости. Обратившись к ООО, обсудим так называемый имматериализм Хармана, четверичную структуру описанных им объектов и многое прочее.


Лекция 4. Тёмный витализм. Стимулировав философское исследование широких внесубъектных областей, спекулятивно-реалистические и объектно-ориентированные методологии вызвали к жизни множество региональных теорий. Одной из них стал так называемый тёмный витализм (ТВ) Бена Вударда, пытающийся концептуализировать феномен десубъективированной и внечеловеческой жизни. Обратившись к ТВ, обсудим тревожные метаморфозы жизни между человеческим и нечеловеческим миром, в котором нам встретятся, например, слизь, грибы, Г. Ф. Лавкрафт и многое прочее.


Лекция 5. Тёмная экология. Логика тёмного витализма – разве что в более концентрированной форме – работает и в проекте тёмной экологии, привычно привязанной к имени Тимоти Мортона. Тёмная сторона так понятой экологии – это мир по ту сторону антропоцентрической дихотомии человека и противопоставленной ему объектной среды, и бытие по ту сторону этой дихотомии взывает к новым вопросам о не-антропоцентрическом существовании человека в окружающем мире, его со-существовании с не-человеческим. Обратившись к этим вопросам, обсудим детали проекта Т. Мортона, идею «экологии без Природы» и многое прочее.


Лекция 6. Каннибальские метафизики. Тёмной стороной человеческого издавна – наряду с животным, с безумцем и так далее – выступал дикарь, варвар, словом, нецивилизованный получеловек-полузверь. И если антропоцентрическая гуманитаристика стигматизировала дикаря не просто как другого, но как плохого другого, современная антропология пытается осмыслить его в безоценочной постгуманистической перспективе. Обратившись к ней, обсудим антропологические проекты Э. Вивейруша де Кастру и Э. Кона, идею постструктуралистской антропологии и многое прочее.


Лекция 7. Киберготика. Наряду с витализмом – и часто против него, – второй линией ускользания современной философии в ее тёмное подпространство выступает киберкультура. И, как в случае с витализмом, это ускользание вариативно: от крайнего антигуманизма Ника Ланда до более оптимистичных, эмансипирующих проектов левого акселерационизма или кибер-феминизма. Обратившись к «кибер-ТТ», обсудим заметные, яркие кибер-утопии и кибер-дистопии, понятие киборга, различия левого и правого акселерационизма и многое прочее.


Лекция 8. Тёмное Просвещение: политика и ТТ. Имя известного киберготического писателя Ника Ланда как правило связывается с парадоксальным понятием Тёмного Просвещения (ТП). Под ним подразумевается теоретически-политическая критика гуманистического просвещенческого проекта с позиций постгуманизма и даже антигуманизма радикализированных Тёмных Теорий. Обратившись к проекту ТП, обсудим его сходства и расхождения с другими «тёмными» политическими проектами, строящимися вокруг центрального вопроса: что может значить политика в мире, в котором человек более не занимает своего прежнего привилегированного положения?


Также курс доступен на Mixcloud.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал https://t.me/spectate_ru, а также на канал автора https://t.me/dima_cabre