Граждане космоса. Русский космизм в фильмах Антона Видокле / ред.-сост. Николай Смирнов. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2022.
До-живое1 на протяжении миллиардов лет в разных уголках вселенной случайным образом перебирает и накапливает различные варианты молекул, пока не случается система самовоспроизводящихся молекул, живое. Живое перебирает и накапливает варианты — щупальце, плавник, лапа, — пока не случается рука разумного существа, которая одновременно — универсально — и щупальце, и плавник, и лапа, «сумма биологии». Как увеличительное стекло собирает и концентрирует лучи, так рука разумного существа и строит гнезда, и вылепливает соты, и вырезает из камня «Мыслителя», «универсально изменяет природу, как внешнюю, так и свою собственную»2. Эти случившиеся разумные существа в различных регионах Вселенной перебирают варианты, накапливают «зерна будущего в прошлом», и возможно, что они совершат тигриный прыжок под вольным небом истории, «третью кристаллизацию», причем каждая кристаллизация3 затрагивает и предполагает изменение всего континуума по обеим его главным осям (пространственной и временнóй).
Если рука — или щупальце с семью отростками — разумного существа аккумулирует, концентрирует в себе процессы, идущие миллиарды лет не телеологически, а в диалектической «игре» закономерности и случайности, то в каком-то смысле любая рука — это тоже «монада», она — как результат — связана с предшествующими процессами во всем континууме вселенной и — потенциально — может оказать и оказывает влияние на все другие точки континуума (хотя опосредованно и в минимальной, но не нулевой степени). Более того, если встать на эту точку зрения, то любой процесс и любое явление в любой точке универсума конкретно (хотя и с разной степенью «отчетливости», как говорил об этом Лейбниц4) связано со всеми другими явлениями и процессами в любой другой точке и «чувствует» их (является по отношению к ним и следствием, и предпосылкой), то есть мы имеем возможность мыслить, как ни удивительно, проект «материалистической монадологии».
Если же любая точка континуума связана со всеми остальными его точками (принцип монадологии), если она вплетена в целое на онтологическом уровне по обеим осям и если не побояться красивых слов, то можно говорить еще и о светлой онтологии (как антитезе «темным онтологиям», в которые с мазохистским наслаждением погружается сегодня значительная часть актуальной мысли). «Тот самый поток жизни, что течет день и ночь в моих жилах, течет во вселенной и танцует размеренный танец»5: в этой онтологии не существует дуализма сознания и мира, ноумена и феномена, в ней сознание не отгорожено от мира Великой кантовской стеной, а эта стена оказывается производным не от онтологии, а от гносеологии6 . Каковы же «гносеологические корни», как любили выражаться в советской философии, дуализма сознания и мира?
Если согласиться с предположением, что сознание — это «складка» континуальности-дисконтинуальности, то есть единство, непрерывно производящее различие7, то таким «корнем» оказывается само сознание, сама рефлексия, рефлексивное усилие по разделению Я и не‑Я, Я и Другого, Я и мира, субъекта и объекта — исцеляющее копье, которое постоянно ранит,если слегка переиначить древний образ, использованный Вагнером в «Парсифале». Рискуя, конечно, впасть в чудовищное упрощение, невозможно устоять перед соблазном — сказать, что именно нерасторжимая включенность разума в мир, вплетенность в него на столь фундаментальном онтологическом уровне, что разумное существо можно назвать даже не «мыслящим тростником», а «мыслящим камнем», именно эта включенность имеет своей обратной стороной непосредственную, всегда существующую «здесь-же» неизбежность возвращения в до-разумное и до-живое. Разумное существо в этом смысле не столько «складка», сколько невысокий «бугорок» на поверхности мира, который слишком легко может «разгладиться», исчезнуть. Более того, исчезновение неизбежно и сравнительно скоро произойдет — именно это открывает рефлексия субъекту в тот же миг, когда уже пере-зверь, но еще только-что-человек первый раз узнает свое отражение в поверхности воды. Обратной стороной (ценой) близости разума миру является слишком легкое прекращение отдельного разума в мире, а обратной стороной рефлексии — Великая кантовская стена. Поэтому, наверное, в тяжелые минуты жизни мы так завидуем безмятежности животных и еще более вечному покою до-живой природы — непреклонности восходов и закатов, спокойной уверенности, с которой весна сменяет зиму. «Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе, — / Лишь в нашей призрачной свободе / Разлад мы с нею сознаем» (Ф. Тютчев). Едва только-что-человек впервые понимает, почему испугался рычания пещерного медведя, как только возникает рефлексия, разум сразу замыкается в дилемму эвдемонизма: с одной стороны, разумное существо складывается и существует в постоянной направленности на мир, в постоянном взаимном обмене с миром; с другой — возникший и существующий в этой направленности на мир разум функционирует как редко покидающий свой пост der Neinsagenkönner (если позаимствовать для своих целей термин на этот раз у Макса Шелера), «тот, кто лучше всех умеет сказать нет», и его «нет» обращено к миру за пределами человеческого разума; осознающий себя страх заснуть в смерть спасается в страсти к автономности, начинает накапливать «зерна» и перебирать варианты, которые кристаллизуются в монаду, когда Кант закончит «Критику чистого разума».
Осознающий себя страх — но вместе с тем и (не) осознающее себя стремление вернуться в до-живое: «Когда-то <…> в неодушевленной материи были пробуждены свойства живого <…> Напряжение, возникшее в неживой дотоле материи, стремилось прийти к равновесию; таково было первое влечение — влечение вернуться к неживому»8. «Близость», которая неотделима от «дали», единство, находящее себя в различии, жизнь, стремящаяся к смерти, — «складка»: эта диалектика, как кажется, руководит Фрейдом, когда на страницах книги «По ту сторону принципа удовольствия», посвященных «метапсихологическим размышлениям», он пишет: «Идея о существовании влечений к самосохранению, которые мы признаем за любым живым существом, удивительным образом противоречит предположению о том, что вся жизнь, определяемая влечениями, служит достижению смерти»9. ( Беньямин внимательно читал Фрейда. Именно в книге «По ту сторону принципа удовольствия» он нашел объяснение нетривиальной связи между сознанием и памятью, необходимой для анализа «шокового воздействия» как центрального феномена современности10. А исследование сложной диалектики противоречивых и даже противоположных влечений, имеющее итогом отрицание линейного прогресса11, весьма напоминает сложную конструкцию нелинейного движения истории, которую мы находим в «Тезисах».)
В мире «светлой онтологии», в континуальном мире материалистической монадологии нет стены между ноуменом и феноменом, но есть складчатость-множественность: чтобы организм в целом жил, в каждой его клетке должен беспрерывно функционировать механизм апоптоза, принудительной гибели дефектных клеток; лань поедает траву и поедается тигром; разумное существо может стать самым страшным камнем, краеугольным камнем лагеря смерти, а может одушевить камень, как Бернини в «Экстазе святой Терезы»; разумное существо может быть и катящимся, смертельно равнодушным раздавливающим камнем, и камнем в фундаменте Вселенского Дома Культуры; оно может быть твердым как камень, чтобы оставаться человеком, а может потерять человечность и окаменеть; возможны и все оттенки и градации («складки складок») между двумя этими полюсами.
Если опуститься на уровень максимально абстрактных формулировок, то можно сказать так: потустороннего не существует, всё сущее — на этой стороне, на нашей стороне. И оно континуально, в ткани бытия нет прорех. То, что мы принимаем за дисконтинуальность, это только «складки»; «складка» — это отчетливая двойственность (тройственность и т. д. — множественность) без отчетливой границы. В свою очередь, то, как именно складывается-разглаживается ткань бытия, определяется категориями перебора и закрепления вариантов (накопление зерен будущего в прошлом), «подергивания», кристаллизации в монаду12. Так однажды сложилось, случилось живое на одной из бесчисленных планет. Потом случилась человеческая рука, один из бесчисленных вариантов конечности («конечность человеческого бытия»), но — конечность, способная изменять универсально. Это «гегельянство», но гегельянство без телеологии и линейного прогрессизма (хочется сказать: значит, это марксизм XXI века).
Присмотревшись, можно вновь и вновь замечать «складку», которая является результатом перебора вариантов и «кристаллизации»: через эту оптику можно попытаться увидеть, например, и генезис сознания по Фрейду. Размышляя о «начале сознания», Фрейд пишет о том как «непрекращающееся наступление внешних раздражителей» на «кору», внешнюю оболочку организма (которая в его анализе принадлежит одновременно и внешнему, и внутреннему, то есть является складкой) приводит к тому, что она «предоставляет самые благоприятные условия для восприятия раздражителей и на дальнейшую модификацию уже не способна»13. Что это, как не кристаллизация после длящегося во времени перебора и накопления вариантов? Эти же закономерности Ильенков называет диалектикой исторического и логического и посвящает им отдельный очерк в «Диалектической логике», где реконструирует анализ, проведенный Марксом в «Капитале», и показывает, как в ходе истории перебираются и комбинируются различные варианты стоимости, товарных и денежных отношений, пока не случается «кристаллизация в капитал». «Все элементы стоимостного отношения уже налицо, но выступают они пока еще как абстрактные моменты системы, предшествующей капитализму <…> Эти моменты хотя и существуют уже, но еще не сплелись в неразрывный и конкретный образ, который предполагается развитым понятием стоимости <…> Именно капитал превращает стоимость в реально-всеобщее отношение, в конкретно-историческую всеобщую категорию, развивая полностью те моменты, которые до него хотя и существуют, но существуют порознь друг от друга, абстрактно (в качестве отдельных моментов, в качестве сторон, фрагментов, „кусочков“ исторически предшествующей капитализму системы)»14. Наконец — еще до того, как в «Тезисах» будут найдены последние формулировки, — те же самые процессы, но в других регионах социального бытия исследует Беньямин. В заметках о Бодлере он прослеживает, как постепенно переживание отделяется от опыта («В смене прежних газетных реляций информацией, а информации — сенсацией отражается прогрессирующий упадок опыта»15) и «травмирующее воздействие шока» становится приемлемой, но ускользающей от внимания нормой — чтобы замкнуться в определенный исторический момент в «монаду» полностью сформировавшегося буржуазного общества («Этот неуютный, слепящий опыт существования в индустриальную эпоху»16). Бодлер потому так важен для Беньямина, что, с одной стороны, он — последний великий поэт, который смог дать поэтический образ этому лишенному поэтичности обществу; а с другой стороны, потому, что поэзия Бодлера не может быть прочитана без учета того, что индустриальная эпоха — это время такого общества, где «перебор вариантов» фактически закончен: общество застыло в плотную массу, где судьба поэта и его поэзия не могут быть, следовательно, поняты без понимания судьбы пролетариата и судьбы товара. «Источники, которыми питалась героическая позиция Бодлера, берут начало из глубочайших оснований общественного порядка, который обозначился к середине столетия. Они заключены в опыте, преподавшем Бодлеру, какие радикальные изменения произошли в условиях художественного производства. Изменения эти заключались в том, что в произведении искусства проступила товарная форма, а в публике — массовость, причем более непосредственно и значимо, чем когда-либо до того»17.
Чтобы еще раз подпрыгнуть на могиле телеологии, можно сказать так: «светлую онтологию» надо попытаться основать на том тезисе, что нет как таковых ни регрессивного, ни прогрессивного вектора, действующих с предопределенностью18. То, какая возможность реализуется, определяется случайным перебором вариантов в до-живом и до-разумном, а также противостоянием, борьбой, рискованным взаимодействием разумных существ. Если бы кости были брошены один раз, вместо «чего-то» скорее всего было бы «ничего». Но, насколько мы можем видеть с помощью различных астрофизических инструментов, кости бросали миллиарды миллиардов раз — столько раз в видимой вселенной газ под воздействием гравитации сгущался и зажигались звезды, формировались планеты, галактики, скопления галактик. В мире огромного количества вариантов появление и закрепление «чего-то» вдобавок к «ничего», нового вдобавок к ветхому это, так сказать, рождение закономерности из духа голого количества случайности. А то, что на планете случились, сложились разумные существа, открывает следующее окно возможностей: эти существа борются за свои цели, перебирают варианты, чтобы случилось нечто еще более сложное (еще менее вероятное) — общество без репрессии, общество, решившее дилемму эвдемонизма. В этом рискованном противостоянии победа более сложного варианта не только не предопределена, но и, по всей видимости, менее вероятна, чем поражение; упасть с каната, натянутого над пропастью (пропасть — тоже складка, а не разрыв), легче, чем пройти по нему. Тогда сбудутся худшие предчувствия, случится «темная кристаллизация» (как это произошло в Германии 1930‑х годов), образуется «мертвая монада», «бесконечный тупик»: общество, где частное ненавидит общее, как цыпленок-бройлер — свою птицефабрику, а общее желает видеть частное неотличимым одно от другого, как пуговицы на мундире или как то, о чем пел когда-то Брюс Спрингстин, «57 Channels (And Nothin’ On)», один и тот же попкорн для мозгов в пятидесяти семи упаковках разного размера и формы.
Но надежда всегда стоит последней в очереди на расстрел, нет такой тьмы, в которой не было бы хотя бы одного фотона света, Люцифер вморожен в центр Ада не потому, что он — антисвет, абсолютная тьма, а потому, что он содержит меньшее, чем всё остальное (но не нулевое), количество света (ведь само его имя говорит об этом, свидетельствует хотя бы как память об остатке, пусть минимальном, света в нем: такова неоплатоническая континуальность монотеизма). Ничто и никто не безнадежен, даже, например, Ктулху. Если присмотреться к нему, легко убедиться, что он — не отрицание человека и даже не столько карикатура на человека, сколько его неуклюжая подделка. «Моему <…> воображению одновременно представились осьминог, дракон и карикатура на человека. Мясистая голова с щупальцами венчала гротескное чешуйчатое тулово с рудиментарными крыльями» («Зов Ктулху»). Такое нагромождение органов — это имитация универсальности человека, только Ктулху в изображении Лавкрафта — это не «складчатый», а «скомканный» субъект, экспликация иррационального отвращения Лавкрафта (бывшего, как известно, махровым расистом) к разумным существам из других регионов вселенной. А эти существа (вот еще одно свидетельство того, что нет заблуждения, которое не содержит хотя бы атом истины) тоже будут теми, кто, согласно определению Ильенкова, «универсально изменяют природу, как внешнюю, так и свою собственную». Лавкрафт пытается описать нечто бесконечно чуждое человеку, но описывает только нечто бесконечно чуждое расизму, нацизму, любому шовинизму, а именно то, что у разумного существа может быть другой цвет кожи, другое количество конечностей, другое устройство органов чувств. Поэтому, если попытаться продолжить мысль Эрнста Блоха, выраженную им в горьких словах, сказанных в середине 1930‑х годов: «Ад и рай, берсеркеров и теологию мы отдали реакции без борьбы», — то следует настаивать: нельзя отдавать Ктулху реакции без борьбы (и добавить в качестве шутки, что прообразом Светлого Ктулху сегодня является фигура Макаронного Монстра).
Благодарим издательство Ad Marginem за любезно предоставленный препринт.
Издательство, в свою очередь, благодарит .ART за содействие в подготовке и выпуске этой книги.
Spectate — TG
Если вы хотите помочь SPECTATE выпускать больше текстов, поддержите нас разовым донатом:
- Текст представляет собой отрывок из книги «Положение мертвых. Ревизионистская история “русского космизма“», которая готовится к публикации в издательстве V‑A-C-press.
- Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: ЛКИ, 2010. С. 54.
- «Кристаллизация в монаду» — одна из главных категорий тезисов «О понятии истории» Вальтера Беньямина. Вследствие сложности как самой категории, так и анализа, который требуется для ее экспликации, в данном кратком отрывке нет возможности остановиться на более подробном ее описании.
- Лейбниц Г.-В. Монадология // Г.-В. Лейбниц Соч. В 4 т. Т. I. М.: Мысль, 1982. С. 423
- Тагор Р. Гитанджали (Жертвенные песнопения). Пер. Н. А. Пушешникова.
- Из дуалистической гносеологии неизбежно вытекает и специальная мораль: мораль абсолютной чуждости и даже агрессивности мира за пределами Великой кантовской стены — проблема Ктулху: «Человеческий разум не способен разобраться в своей сущности, и, полагаю, мы должны благодарить природу за ее милосердие. Мы живем на блаженном острове невежества среди черных морей бесконечности, которые нам едва ли суждено переплыть. Науки устремились каждая в своем направлении и не принесли нам особого вреда. Но когда-нибудь, систематизируя обрывки знаний, мы обнаружим чудовищные сферы действительности и поймем, сколь ничтожно в них наше место. От этого мы либо сойдем с ума, либо поспешим скрыться от мертвенного света познания и отыщем спасение в безопасном мирке нового Средневековья» (Г. В. Лавкрафт. Зов Ктулху). В основании всей конструкции такого значительного произведения, как «Задача трех тел» Лю Цысиня, лежит «темный» категорический императив: единственной рациональной стратегией при встрече с Другим является как можно более быстрое и как можно более полное разрушение Другого. Мораль Ктулху — это сильная формулировка дуалистической морали, тогда как в слабой формулировке это мораль контраста между активным субъектом и пассивным объектом и, следовательно, менеджеризм, технократическая эксплуатация природы.
- Неотменяемая включенность человека, разумного существа, в мир ясно мыслится уже самыми ранними философиями: человек — это часть космоса, мирового порядка, ладно скроенного мирового целого. Поэтому человек достоин счастья, причастен ему и, как часть естественного порядка вещей, вправе к нему стремиться. Но одновременно самóй главной своей отличительной чертой, самóй рефлексией, самосознанием человек помещен в мир не заподлицо, он отличает себя от мира, отражает себя от мира и опознает это отражение как свое — рефлексирует. Резюмировать можно так: сознание — это целостность (существующая как локальный фрагмент мирового целого), непрерывно производящая различия. Тут, пожалуй, уместно будет вспомнить делёзовское понятие le pli , «складка», которой можно дать еще одно определение: отчетливая двойственность без отчетливой границы (этим складка отличается от дуализма).
- Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // З. Фрейд. Психология бессознательного / Пер. А. Боковикова. М.: ООО «Фирма СТД», 2006. С. 263.
- Там же. С. 264.
- Беньямин В. Бодлер. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. С. 123–126.
- «Наверное, многим из нас будет трудно отказаться от веры в то, что в самом человеке живет влечение к совершенствованию, которое привело его на современную высоту духовных достижений и этической сублимации и от которого можно ждать, что оно обеспечит его развитие до сверхчеловека» (Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. С. 267).
- В кристаллизовавшейся монаде нельзя не признать старый добрый «переход количества в качество». Но чтобы уяснить, что, по Гегелю, каждый вскипевший чайник влияет на всю вселенную, надо постоянно держать в голове всю сложнейшую гегельянскую конструкцию. Отсылка же к совершенно компактной «Монадологии» Лейбница позволяет без усилий не упускать из виду эту связь всего со всем.
- Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. С. 250.
- Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. С. 253–254. Этот же очерк содержит развернутую критику линейного прогрессизма — «плоского эволюционизма, этой наиболее живучей разновидности псевдоисторизма» (Там же. С. 249).
- Беньямин В. Бодлер. С. 121.
- Там же. С. 119. Подзаголовок заметок о Бодлере — «Поэт в эпоху зрелого капитализма».
- Беньямин В. Бодлер. С. 207–208.
- «Обойтись как без понятия „прогресс“, так и без понятия „период упадка“ — это две части одной и той же задачи» (Benjamin W. The Arcades Project. New York: Belknap Press. P. 460).