Олег Доу. Страшно социально-ответственный секс

Мария Королева посмотрела выставку «Мутант» Олега Доу и разбирает ее гуманистическую конспирацию под «чистое искусство».

С 22 октября по 24 ноября в галерее Osnova идет выставка «Мутант» Олега Доу. Качество и дороговизна производства — первое, что бросается в глаза. «Возможен ли сегодня эстетический идеал?» — спрашивает зрителя пресс-релиз. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что за провокационным хайдеггерианским текстом скрываются совершенно другие проблемы. 

Широкоформатные фотографии фентезийных эфебов и их аналогов в девичестве, гиперреальные за счет расширения динамического диапазона съемки и комбинации снимков, усиливающих деталировку за пределы воспринимаемого глазом, выставляются в лайтбоксах с кинематографичностью Джеффа Уолла. В обоих залах галереи — заказные зеркала с гравированными надписями, одно из них с отверстием на уровне груди смотрящего и вонзенными в нее стрелами; скульптурные змеи и шеи лебедей, сделанные из разноцветного силикона, материала секс-игрушек. 

Олег Доу, «Мутант», 2019 © Osnova 

Роскошная материальная база не ограничивает точность политического высказывания о невиданном и оттого до слез страшном чудище социально-ответственной эротики времен раннего Wonderzine. Даглас Кримп сравнивал в своем эссе Photographs at the end of Modernism1 («Фотографии в конце модернизма») сухие пересъемки на пленочный фотоаппарат архивных фото Эдварда Уэстона с голым торсом подростка, сделанные Шерри Левайн, и зрелищные постановочные гомоэротические кадры Роберта Мэпплторпа, чтобы заключить, что, с одной стороны, Мэпплторп2 занимается модернистскими красотами на радость галеристам и скучающему зрителю. Левайн же в своем отказе от оригинальности выходит на истинно постмодернистский уровень критики музейного зрелища как санкционированного, разрешенного в порядке исключения наслаждения гомосексуальной эротикой в стенах галереи, тем самым декларируя запретные ценности гонимого сообщества. А за стенами той галереи мрак поздних 80‑х или поздних 2010‑х, где не было и нет недостатка в агрессивных блюстителях нравственности . 

Олег Доу, «Мутант», 2019 © Osnova 

Но сам Кримп заметил, что, с другой стороны, работы Левайн расхваливали интеллектуалы, но они не вызывали у американских «казачьих дружин» и доли того дискомфорта, что произвела ретроспектива Мэпплторпа The Perfect Moment3 в год его смерти, 1989, — взгляд инсайдера на гей-культуру. Директор четвертой площадки, где она должна была пройти, Центра современного искусства в Цинциннати, получил обвинение за распространение непристойных изображений. Впрочем, модернизм победил: все обвинения были сняты благодаря удачной стратегии защиты упирать на высокие эстетические качества произведений. Доу прибегает к той же открытой скандализации эроса помимо своей воли — по его мнению,  художники, совершающие политические жесты, должны отправиться на карантин — и тем самым делает политическое высказывание только громче, чем оно бы прозвучало, выбери он практики авангарда. 

Олег Доу, «Мутант», 2019 © Osnova

Фотографии4 Мэпплторпа «превращали» любого смотрящего на них в гея, потому что взгляд на чье-то тело по умолчанию принадлежит мужчине. Олег Доу осознает, что смысл и его фотографий в том, чтобы сориентировать зрителя в его отношении изображаемому. То есть — в ситуации этой выставки — признать себя представителем разнородной квир-культуры. Среди скульптурных объектов есть и фаллос с крылышками, и цветочек-вагина, и почему-то вагина-стол — объекты на любой вкус. В силу того, что эта культура является всем и вмещает в себя все, то какое-либо неудовольствие от такого признания почувствовать сложно. Надпись на одном из зеркал Control Freak немного дезориентирует, потому что ссылается на совершенно отдельную реальность обсессивно-компульсивного расстройства и, если переводить на более близкий теории искусства язык психоанализа, анального эротизма, сконцентрированного на контроле и удержании, в то время как квир-культура в своей основе имеет скорее не анальное, а латентное влечение5

Олег Доу, «Мутант», 2019 © Osnova 

Это влечение наиболее ярко проявляет себя не в уже упомянутой гей-субкультуре 80‑х, где встречается большое разнообразие типажей, а в женских фанфиках и яой-манге6 нулевых и десятых. Современное нам влечение отличает образность мягкого, не женоподобного, но «поврежденного» мужчины, чья генеалогия восходит к ослепшему Мистеру Рочестеру в «Джейн Эйр». Находящиеся в латентном влечении индивиды соотносят с этим «поврежденным» мужчиной себя и в таком же персонаже ищут своего двойника и партнера. Несколько парных портретов Доу, мужских и женских, но одинаково холодных и потусторонних, говорят о том, что интересы художника простираются далеко за пределы гей-субкультуры в область повседневного эротизма молодых социально-активных людей7, противостоя предсказуемой и беспроблемной социально-ответственной документалке, где квир-мир описывается приторно-унифицирующей утопией, в которой мы уже живем. 

Таким образом, гиперконтроль, упомянутый Олегом Доу, касается именно страха контакта с другим человеком в нынешнюю эпоху вытеснения традиционных моделей генитальных отношений новыми, не названными сущностями и латентным влечением. Художник говорит о страхе вторгнуться в телесное пространство другого человека, совершить ошибку — которой будто бы не существует в идеологической картине приемлющей все квир-культуры — и поплатиться репутацией, равно как и о побеге в альтернативные миры садистских фантазий и самоудовлетворении силиконовыми игрушками. 

Олег Доу, «Мутант», 2019 © Osnova

Две отрубленные лебединые шеи из силикона служат забавной виньеткой ко всей выставке, воспроизводя образ из оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» о рыцаре, появившемся из ладьи, запряженной лебедем, чтобы в бою спасти красавицу от обвинения в убийстве ее брата. Крайне впечатленный оперой король Людвиг II приказал построить «лебединый замок», известный как Нойшванштайн. Король был позднее лишен дееспособности, не в последнюю очередь из-за гомосексуальности. Но, к сожалению, это только первая часть шутки. А вторая: в этом замке уже в XX веке нацисты хранили часть золота Рейхсбанка и награбленные драгоценности, предназначенные для личной коллекции Адольфа Гитлера. В этом и заключается проблема модернистской красоты, что она красива для всех: и для судьи, который выносит оправдательный приговор человеку, выставившему у себя в музее снимки гомосексуального акта, и фашисту, коллекционеру изящных искусств.

Олег Доу, «Мутант», 2019 © Osnova 

Это и есть ответ на вопрос, который ставится в сопроводительном тексте к выставке8: «Возможен ли сегодня эстетический идеал — будь то новый или «реанимированный» старый?» — сколько угодно, только в случае, если этот идеал касается человеческого телесного, мы неизбежно приходим к искусству тоталитарных режимов. В противном случае, в модернистском приеме художник ищет не идеал, а разнообразие. Лучше этот текст про Доу в отваре из Дазайна («Его эстетическое переживание связано с осознанием собственной конечности, благодаря которому оно и становится возможным») отложить подальше и признать, что художник сделал некоторое количество политических заявлений по поводу сегодняшней сексуальности, ее кажущейся пресной безобидности и нашего состояния страха перед ней, что выгодно отличает эту выставку от большого количества протокольных заявлений о «конце человеческой исключительности»: растениях, планетах, голубях и динозаврах. 

Мария Королева

Подписывайтесь на наш телеграм канал: https://t.me/spectate_ru



  1. Crimp D. On the museum‘s ruin. Photographs at the end of modernism, https://monoskop.org/images/c/c1/Crimp_Douglas_1993_Photographs_at_the_End_of_Modernism.pdf
  2. а вслед за ним и наследующий ему в пластической декоративности Доу. — Примечание автора 
  3. «Прекрасный момент». — Примечание автора
  4. обнаженных мужчин — Прим. ред.
  5. Лекция Александра Смулянского «Эдип и женская сексуальность», доступно по https://www.youtube.com/watch?v=EKcAkwH_L_A
  6. Жанр японской графической новеллы, сфокусированной на любовных отношениях между юношами
  7. конкретно, художников. — Прим. автора
  8. Олег Доу «Мутант» // Winzavod, доступно по http://www.winzavod.ru/calendar/exhibitions/mutant/