Сковырнув корочку, расчесывает, царапает, дерет, зачерпывает ладонью пригоршню земли — Дима Филиппов методично повторяет одни и те же навязчивые, раздражающе физиологические действия, зафиксированные на многочисленных фотокарточках1. Щекоча и скребя, вступает с рельефом местности в сокровенную близость, знакомую по практикам некрореалистов и по сорокинской «Норме». Однако этот контакт — не прелюдия к абсурдному ритуалу плодородия, но отчаянная и едва ли имеющая смысл попытка восстановить с ландшафтом утраченную связь. Художник вручную собирает образцы горных и почвенных пород и, подобно пионеру ленд-арта Роберту Смитсону, набивавшего камнями ящики своих «нон-сайтов», представляет витрины, достойные музея имени Докучаева. Прах земной, рассыпающийся в контейнерах утонченными пейзажами с китайских свитков, — музеефицированный научный образец и метафора места, памятник неучтенным обстоятельствам.

Выставка «Время земли» в Anna Nova Gallery, как и другие показы работ Филиппова (например, в со-основанном им и недавно закрытом московском пространстве «Электрозавод»), — разрозненные эскизы неосуществимой экспозиции, к организации которой художник, в общем-то, равнодушен. Для него, как для всамделишного геолога или археолога, больший интерес представляет полевая работа, неисчерпаемая и не стремящаяся к завершенности форм. В подкорке практик: расширение географии чтимых им «Коллективных действий», нонспектакулярная эстетика, скучающие игры в пути (пересчет свай и высоковольтных столбов, их «слияние» на разных планах дорожного пейзажа) и ритуалы памяти (бросание чего-либо, чтобы вернуться, бросание горсти земли, словно в могильный раскоп).


Соленую лунку озера Эльтон на границе с Казахстаном Филиппов посещает с 2018 года — сначала в составе «Экспедиций», организованных совместно с другими художниками, а теперь самостоятельно. Другая важная точка опоясывающей приграничной топографии — родной Горняк, шахтерский городок, на рудниках которого когда-то работал отец Филиппова. Здесь коллективные практики выуживания genius loci из хвостохранилищ привели художников «Экспедиции» к устроению выставки в местном краеведческом музее. Такие формы «интервенций» (группа действовала без какой бы то ни было институциональной поддержки) кажутся наиболее подходящими для демонстрации промежуточных результатов художественных микрополитических практик, сосредоточенных на проблемах экологии и миграции.

На «Времени земли» Филиппов представил в «музейных» витринах образцы грунта из Эльтона и Горняка, а также из Ульяновска, Раменского и Кировска. Все эти города отмечены своеобразными тектоническими процессами, связанными с перемещениями земель, территорий и лиц. Ульяновск, родина самого «землистого» соцреалиста Аркадия Пластова, прячет под собой речку Симбирку: когда-то родниковая и живая, она превратилась в сточную канаву, а затем была заточена в каменный мешок. Через Волгу от центра вырос Новый Город — микрорайон и часть амбициозного Ульяновского авиакомплекса, по-комсомольски ударно отстроенного в 1970‑х годах стройотрядами со всего Союза. Раменское уже в своем названии содержит память о лесе, вырубленном в начале XIX века ради прядильной и ткацкой мануфактур. Сейчас здесь есть крохотный Булонский лес — клочок реликтового берега с разросшимися соснами. О застройке этого, по сути, бесхозного участка, по документам не значащегося природоохранной зоной, объявили прошлой осенью. Несмотря на приставку «эко», местные жители обещанному жилому кварталу не рады и требуют просто-напросто привести «легкие города» в порядок. Кировск — моногород, возникший со строительством рудников и апатитонефелиновых фабрик. Индустриализации во многом способствовал репрессивно-пенитенциарный рассвет. Сети ГУЛАГа распространились по всему Кольскому полуострову, спецпереселенцы были вынуждены осваивать Хибины с конца 1920‑х годов, а кировский комбинат «Апатит» имел собственный исправительно-трудовой лагерь — заключенные корпели в шахтах и возводили новые предприятия. Сегодня стоящий у подножия серых гор Кировск назван моногородом с наиболее сложным социально-экономическим положением — некоторые рабочие, трудившиеся здесь уже по доброй воле, потеряли свои места еще в 1990‑х годах.



Экспозиция Филиппова неспособна рассказать ни об одном из этих фактов. Работы художника — поэтические засечки, зарубки на память, сопоставления различных темпоральных шкал (личной, общественной, геологической), колышек и палочек с наростами рапы. На втором этаже Anna Nova Gallery была установлена инсталляция: неглубокий бассейн с соленой водой и макетами «монументов», или акупунктурных игл ленд-арта, предназначенных для деликатного обозначения неочевидных пространств внутри исследуемых художником ландшафтов, — такие же Филиппов устанавливает на Эльтоне. Подобно тому, как из-за залежей соли на озере происходит минерализация всего вокруг, жерди в галерее, пусть куда медленнее, но также с течением времени должны были трансформироваться, покрываясь кристаллами, и трансформировать пейзаж белого куба. Трепетный ритм линий умножал цикличное стрекотанье карусельного диапроектора, демонстрирующего фотодокументацию полевых практик художника.





«Время земли» — не манифест, но, скорее, визуальный комментарий к недавно опубликованной в Художественном журнале статье Филиппова «Пределы сообщества». Художник рассуждает, много ли человеку земли нужно, отмечая, что существование крупных институций, ее эксплуатирующих, «проявляет целый комплекс противоречий», таких как «безразличие к земле, но любовь к обладанию территориями и ресурсами». В эти заключения несложно инкорпорировать потрясения как грунта галерейных объектов, так и обожженных приграничных территорий, — художник выступает с критикой не только абстрактных институций современного искусства, но и корпораций, концернов, государств.

Впрочем, с механизмами именно институциональной критики Филиппов работает, как всегда, тонко и точно (достаточно вспомнить его «Несущую конструкцию» 2014 года, громоздкую, нефункциональную, прислоненную к стене нефтяную трубу в музее «Гараж»). В тексте к выставке «Время земли» художник сетует, что «символическое пространство» выдавливает его в «пространство частных институций, к сожалению, редко связанных с ситуацией на земле». Однако, надо полагать, он все-таки понимает, с какой именно галереей сотрудничает. ООО «Анна Нова» — не только выставочная площадка, но и представитель более масштабных бизнес-интересов, отражающих то самое двойственное отношение к земле, о котором пишет Филиппов. Так, в собственности Анны и Олега Бариновых, помимо Anna Nova Gallery и ряда других площадок, спортивный комплекс Nova Arena, ради которого в 2010 году был частично вырублен Муринский парк и освоена часть береговой линии Муринского ручья. Строительство арены и сопутствующих объектов — фитнес-клуба премиум-класса, СПА-комплекса и ресторана — сопровождалось конфликтами с местными жителями, активными протестами, судебными разбирательствами, связанными с незаконным захватом земли, превращением общественного парка в коммерческий объект и теневым изменением генплана Петербурга2. В 2015 году Nova Arena была открыта, а через пару лет учредители и владельцы компании, избежав публичных слушаний, получили разрешение на строительство второй очереди комплекса. В 2019 году инициативной группе удалось остановить застройку: в ход шли и акции-интервенции, в том числе проведенные в Anna Nova Gallery, и, конечно, судебные иски [См. ответ-уведомление от ООО «Анна Нова» ниже. — Прим. ред.].

Филиппов расчесывает эту историю аккуратно, бередит ранку сдержанно, описывает ее симптоматику симпатическими чернилами. Он знает, что земля хранит память о конфликтах, что следы этих конфликтов не всегда на поверхности, но порой скрыты в глубинах — и требуют осмысления. Земля принадлежит тем, кто внимателен к ней, а не рвет и растаскивает ее на клочки.
В редакцию издания Spectate поступило уведомление от руководства компании ООО «Анна Нова». Уведомление содержит подробные разъяснения относительно правомерности и в целом истории строительства спортивного комплекса NOVA ARENA, с отсылкой на соответствующие нормативно-правовые акты. Приводим текст уведомления от 1 февраля 2025:
«В 2006 году инвестор ООО «Анна Нова» обратился в Правительство Санкт–Петербурга с запросом на предоставление земельного участка для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса. Правительство в рамках данного запроса предоставило на выбор ООО «Анна Нова» несколько земельных участков, которые в соответствии с программой развития города могли быть выделены под строительство соответствующей спортивной инфраструктуры. В 2008 году ООО «Анна Нова» получила разрешение на проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 28 065 кв.м, расположенного по адресу: Калининский район, Гражданский пр., участок 1, (северо-западнее пересечения с Северным пр.).
После окончания изыскательских работ, в соответствии с постановлением Правительства Санкт – Петербурга № 1221 от 17.08.2011, в рамках инвестиционного договора № 04-ЗК03228 (И) от 27.09.2011 далее данный земельный участок был предоставлен для строительства крытого спортивного комплекса (физкультурно-оздоровительного комплекса).
В рамках подготовки участка под строительство ООО «Анна Нова» своими силами очистила ручьи и территорию от мусора, были пересажаны деревья и кустарники, попавшие в зону застройки и высажено более 80-ти новых деревьев (что также подтверждается соответствующими правовыми документами).
Правительство Санкт-Петербурга полностью поддержало проект строительства социально-ориентированного спортивного объекта, способного стать центром занятий спортом жителей всего города, местом проведения соревнований и турниров общероссийского и международного уровня и продвижения здорового образа жизни.
Были проведены публичные слушания проекта изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, в рамках которых «Комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга», «Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга», жители Калининского района поддержали внесение изменений. Далее были проведены публичные слушания по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, негативных обращений от жителей Калининского района относительно развития проекта также не поступало. Т.о. были соблюдены все необходимые правовые процедуры. 25.08.2015 года было получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 78–04-18–2015.
На сегодняшний день СК NOVA ARENA успешно функционирует и принимает более 150 спортивных мероприятий в год. Комплекс является эталонным спортивным объектом Северо-Запада для проведения тренировок, международных, федеральных, благотворительных мероприятий, ежедневно предоставляя возможность как профессионалам, так и любителям играть на лучших площадках России.
Т.о. мы утверждаем, что проектная документация и параметры строительства СК NOVA ARENA полностью соответствуют установленным законодательством градостроительным регламентам, были учтены все нормы, действовавшие в тот период времени. Объекты капитального строительства не находятся в водоохранной зоне Муринского ручья.
«Конфликтов с местными жителями, активных протестов и судебных разбирательств» по данному проекту не было.
5 мая 2018 года на ПМЭФ-2018 губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и учредитель ООО «Анна Нова» Анна Баринова подписали соглашение о намерениях между Санкт-Петербургом и ООО «Анна Нова» по развитию спортивной и выставочной инфраструктуры города. В рамках соглашения было утверждено строительство второй очереди СК NOVA ARENA.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 583 от 18.07.2018 г. ООО «Анна Нова» был предоставлен второй участок для строительства объекта спорта. 28.08.2018 г. заключен Договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях № 04/ЗКС-10468, 05.04.2019 г. получено разрешение на строительство.
В отношении второй очереди также соблюдались все необходимые правовые процедуры, публичные слушания проекта были проведены. В настоящее время развитие второй очереди СК NOVA ARENA заморожено».
spectate — tg — youtube
Если вы хотите помочь SPECTATE выпускать больше текстов, подписывайтесь на наш Boosty или поддержите нас разовым донатом:
- Выставка «Время земли» прошла в галерее Anna Nova в Санкт-Петербурге с 15 ноября 2024 по 12 января 2025. Подробнее: https://www.annanova-gallery.ru/exhibitions/143/overview/
- См. подробнее: https://syg.ma/@marina-israilova/anna-nova-sport-biznies-iskusstvo-aktsiia-v-ghalierieie и https://syg.ma/@anastasiia-khaustova/sovrisk-ochnis-blaghotvoritielnyi-zabiegh-kak-novaia-kritika-institutsii