Деррунда, О. Эстетика распада. Киберпространство и человек на краю фаусина. — Москва: Издательство АСТ, 2025.
Великое оружие современной культуры — инверсия. Переворот, деконструирующий давно сросшиеся до бесшовной последовательности иерархии и логики. Когда-то в письмах к Милене Франц Кафка назвал любовь ножом, которым он копается внутри себя. Как мне кажется, отличительное свойство современной культуры — великая любовь к самой себе и увлеченность собой, подталкивающая ворошить собственное сердце — пульсирующую мышцу «человеческого», соединяющую эфемерную плоть. Это не хлад скальпеля, скользящий хирургически точно, но жар, взволнованное прикосновение, ведомое жаждой бесконечности, усвоившей скрупулезность.
Любая связка реализует модифицированную идею сложения, объединения. Процесс сложения становится сущностью, то есть основополагающим признаком, устанавливающим этап воплощения, рано или поздно достигая завершенности в сумме или сросшейся тотальности элементов. Деконструкция в процессе инверсии позволяет пойти дальше прибавления. Она раскладывает множество, воспринимаемое в единстве, на отдельные элементы или слагаемые, воздействуя на них и мельчайшую возможность символической нагрузки между ними вместо суммы. Обнажается изнанка, подчеркивающая напряжение компонентов, их потенциальную гетерогенность от смещения акцентов, сулящую распад. Подвижные тектонические плиты смыслов и знания не разрушают метафорический земной шар культуры, они переоборудуют его конституцию.

Разумеется, любой метод обладает правилами и условиями, характеризующими логику его применения. Два главных и, возможно, последних (все остальное вовлекается в круговерть подверженного воздействию, тем самым определяя лишь пики, а не плавную конституцию графика трансформации) условия, востребованных инверсией и перекликающихся между собой, — даже не пределы ее применения. Это, во-первых, точка приложения силы для вовлечения в процесс целого и, во-вторых, перспектива, также поддающаяся воображению в качестве точки в начале луча, направляющего силу. Актуализация двух названных точек постепенна и предполагает перенесение центра тяжести и точки давления с себя, активного начала, инициирующего инверсию, на инверсируемую среду, сжимаемую до области приложения интеллектуальной силы, в процессе чего две точки сходятся в одну.
Это Ничто. Сама перспектива коллапса, риск раскрепощения сплава, вытесняемая и вытесняющая инстанция. Ничто как возможное, а не невозможное, не негация или отрицание, как абсолютность, тьма, отражающая саму себя и высвечивающая раздвоенность из исходной напряженной полноты единства (словно у Якоба Бёме и Роберта Фладда), как среда, где открывается бытие — чистая потенция свершающегося, план случайного в контрасте с подчиненным порядку измерением человеческого. Ткань вторжения, переживаемая в полноте нехватки, где смысл — тревожный отсвет возможного.

Классический мимезис утверждает, что искусство подражает жизни или действительности. Этот принцип классической эстетики нуждается в бытии, каким оно открыто в изначально доступных реальностях: умозрительной и физической. Две реальности непринужденно собираются в одну, продолжая друг друга. Продолжающийся темпорально и пространственно мир проходит через человека, обзаводясь маленькими выступами, утесами, обозревательными площадками и такими же условными стоянками на монолитной плоскости, идущей от предполагаемого Ничто к такой же предполагаемой полноте всевозможной протяженности. И, кажется, что иначе быть не может. Ведь даже Новый мир, воздвигнутый на изнанке старой Природы из ее потенции, организует те же хтонические импульсы и стихии, ту же подматериальную реальность, что таится за покровом естества. С единственным отличием: он руководствуется иной моделью, то есть ведом иным. Мимезис обзаводится аналогом, представленным в плоскости сугубо идей, выделенных не из рецепции Природы, а вследствие рефлексии, — симуляцией, допускающей подражание тому, чего никогда не было. Человек подражает Природе уже не с помощью селекции посредством различения множества обособленных явлений, а полностью, соединяя идеальное и материальное с явно второстепенной роль материи, обращаясь к логике мимезиса как к привычке каноничного реципиента, закрепившегося в традиции. С переиначиванием появляется уязвимая искусственная конструкция над Ничто, по другую сторону от Природы, в котором, пересекая его словно рубеж трансгрессии, умножаются подражания всему, что превосходит опыт конкретного человека. Точка отсчета — не опыт существования в мире, а опыт существования, порождающий мир. Человечество совершает инверсию, делая правдоподобной зеркальную истину: жизнь подражает искусству.
Зеркальная современность отражает старину, темпорально предопределяющее звено, откуда она появилась на традиционной линии истории. И все же отражение переставляет слагаемые, производя не репродукцию, а копию без оригинала, так как оригинал отстоит от отражения в акте инверсии, замыкающей в границах зеркальности, всегда схватывающей исключительно момент, событие. Старые изобразительные конвенции тут претерпевают закономерный кризис. Они бессильны прилагаться к ускользающему миру старого мимезиса, что норовит остаться за границами города как за рамками зеркала. И все, умещающееся в современном городе-зеркале, гиперобразе, оказывается произведением искусства, плодом акта и усилия, готового вместить абсолютно что угодно, но не выпустить обратно. Так зеркало неизменно вторично, хотя и самобытно по-своему, оно не способно вызволить что-либо назад. Шаг за пределы актуализирует противоречие. Безжизненный плод человеческой жизни начнет распадаться, прежде всего как конвенция манифестированных в объекте смыслов. Чистый симулякр, отражение, покоящееся на других основаниях, отличных от исходного образца, а потому воплощающее оригинал и копию одновременно, пребывающее в напряжении из-за шаткости каждого онтологического состояния, становится искусственной почвой для техногенного (искусственного) квазиестества.

Отражение — это всегда нечто иное по отношению к оригиналу. Оригиналу как подлинному, такому, как надлежит и следует быть. Хотя мы знаем, что существуют и симулякры. Среда, где они возникают, — вотчина города, человеческой мифологии, священная земля, благословленная комфортом и гуманизмом жизни. Мешает ли отсутствие оригинала симулякрам быть аутентичными, самими собой, да и в принципе, хотя бы в каком-то онтологическом измерении, быть? Возможно, участь симулякра состоит в фатуме вампира: не получить персонального отражения, пребывая якорем, удерживающим в реальности, которой он принадлежит, самому являясь отражением человеческого, питаясь своими подобиями, отстоящими на ветви эволюции. Субститут выдумки делает человека больше, позволяя опережать воображение и опыт, иметь подобие стартового преимущества перед продолжительностью бытия. Фактически, симулякры даны аутентично, их подлинность — подлинность грани значения, ценности, что есть в той мере, в которой она что-то значит для людей. Рамка зияющей темноты, что отразит все смотрящее в нее, безразлична к их симулятивной автономии. Она отразит их как фрагмент человеческого репрезентативного глоссария, ведя к эпицентру Иного — к человеку.
Зеркальная реальность или реальность новой Природы лежит по другую сторону от естественной Природы. Отразиться можно лишь отмежевавшись, обзаведясь демаркационной линией, разделяющей явь, различаемую умом-телом и телом-умом. Иерархия взаимодействия между телом и умом такова, что в парламенте из двух лиц определяющее значение устанавливается характером события. Быть человеком, безусловно, очень близко к тому, чтобы быть способным мыслить абстрактно, отстраняясь от физической действительности и продолжая ранее описанную линию с движением сверх себя. Одновременно это и быть чувствующим, ощущающим, присутствующим в эпизоде длящегося мира. Порой ощущение опережает мысль, мотивируя действовать рефлексивно, как автоматическое письмо сбывающегося события. Отражение через Ничто обладает флером пограничной ситуации, выхода к фронтиру бытия, где как глагольное начало мерцает силуэт смерти, но, осознавая себя перед ней, мы осознаем себя и перед интервалом существования, вторящего существованию миллиардов, как гибель сближает нас со всеми носителями человеческой природы. Умозрительный взор ведет от точки дальше, двигаясь вдоль плоскости Иного бытия, — бытия, что ведет от ума к телу, мобилизуя конституцию присутствия перед большим.

Городской мир палимпсеста схож с необъятным архивом, благодаря цифровой среде всегда лежащим под рукой. Для мышления нового человека подобрали достаточно ярких аналогий и метафор: бриколаж, наслоение, музей воображения. Современность увенчивает колоссальный опыт культуры, предлагая целый сонм вариантов трансляции знания: литература, кино, телевидение, буклеты, зины, журналы, чаты, мемы. Часто роли, усваиваемые человеком, отсылают к многократным итерациям практик окружающими и предшественниками цитат поведенческих моделей и ценностей из этих источников, предлагая чужой опыт, не испытанный самостоятельно. Особенно явно это в кинематографе, показывающем, как можно действовать и жить. В них обитают образцы для подражания, предвосхищающие опыт присутствия в родственных или даже идентичных событиях, отчего только усиливается эффект инверсии и смешения, замещения самостоятельных открытий частичным усвоением образцов.
Так где же искусство и какими тропами оно движется в современности? Среди искусствоведов принято разделять авангард и модернизм, исходя из стремления авангарда порвать с предшествующими традициями в противовес модернистскому переосмыслению наследия для поддержания преемственности. Подобное разделение удобно и имеет смысл, пусть оба понятия и обладают точками соприкосновения. Для простоты, точности изложения мыслей, обнаруживаемой при выходе за пределы данного текста и начинании собственных поисков, я предлагаю придерживаться указанного различия.

Один из путей искусства современности — подражание, мимезис в новой среде. Это искусство трансэстетики, способное превратить буквально все в повседневности в предмет эстетики, когда образ становится реальным и усложняющим ансамбль строений, объектов и указателей. Иногда такое искусство оказывается искусством ономастики или именования: приложения визуальных ярлыков и упорядочивания ассамблеи предметов, потому что город и его среда неизменно нуждаются в коммуникации. Искусство модерна как раз попыталось соблюдать принципы старого искусства, пестуя концепцию мимезиса и транспонируясь в пространство модерна, после — постмодерна и современности. Оно, бесспорно, несет художественную ценность, но ее заметность примыкает к заметности прочих объектов из окружения, поглощаясь и впадая в зависимость от открытости, которую они манифестируют. Так даже экспонат из приведенных в разделе «Искусство и время» сценариев явленности искусства возникает для гаптического созерцания, оформленный для визуального контакта как сложная поверхность.
Другой маршрут искусства — движение к Ничто. Это событие коллапсирующего изъяна и искажения новой реальности. Оно не обязательно оформляется в авангардный поиск беспредметности. Этим движением может быть перформанс, акционизм, что угодно, ломающее повседневность и вырывающее из рутины. Само событие распада логики уместности. Перформанс всегда сюрреалистично человечен, в нем высвобождается противостоящая образу древности, независимому от наблюдателя, романтическая потребность в реципиенте или собеседнике, только в качестве реплики предлагается постановка на границу с Ничто. Ничто отражает (или отзеркаливает) воспринимающего и возвращает его к самому себе. Преимущественно, в основе художественного движения к Ничто лежит артикуляция категорий, попытка синтезировать при помощи выразительных средств глубоко абстрактные и подматериальные явления, выражаемые в некоей форме, но превосходящие событийную оболочку. Телесность, насилие, безобразное, прекрасное, скорость, умножение, даже чувство — все они находятся в плоскости исконной Природы, а потому требуют мостик через Ничто, выводящий из Новой среды. Порой их примитивность соседствует с энигматичностью, головоломкой, вынуждающей реципиента испытать раскол реальности: ожидание встречается с обманом, искажением привычного. Эта примитивность, четко демонстрируемая «Черным квадратом» Малевича, — характерная черта категорий, в сущности, незатейливых и простых. Однако эта простота трудна для выражения и считывания, т. к. оба результата полагаются на среду, лежащую по ту сторону и в основании зеркального отражения. Схожую простоту сообщают руины, чья внешняя сложность — скопление едва сцепленных деталей, а внутренняя простота — упрощенность от утраты функционала, предметности и включенности в сети социальной значимости. В этом плане, руины, как и вырванность человека из вереницы социальных ролей, разрешает парадокс города, ломая навязываемые рамки.

Обе природы, новая и старая, в сущности глубоко материальны, они врастают друг в друга. Неопределенная граница меж ними — абстрактная поверхность зеркала, выполняющая функцию отражения и вмещения, — момент Ничто, абсолютной беспредметности, неотраженности, когда две реальности еще не соприкоснулись, пространство чистой потенции и подматериальности, где ничего не изображено. Момент в месте коллапсирующей действительности, раскалывающий обжитый и освоенный мир на две по-своему бесконечных реальности.
Рука, тянущаяся лезвием к сердцу культуры, ворошит взволнованную ткань. Багровые глитчи обступают пальцы каскадом тронутых руин кода. Мы именуем такие следствия неисправностей артефактами. Ошибкой естественного происхождения в неестественной симуляции. Я вижу то, чего нет, что заслоняет и без того отсутствующую пустоту. Мысль совершает пируэт, как тело — кульбит: зрачок поворачивается вспять, видя меня оказавшимся здесь. Кроме этого нет ничего.
Благодарим издательство АСТ и проект «Лёд» за любезно предоставленный препринт.
spectate — tg — youtube
Если вы хотите помочь SPECTATE выпускать больше текстов, подписывайтесь на наш Boosty или поддержите нас разовым донатом: