Мария Королева. Что было с красным лозунгом после акции Коллективных действий «Лозунг-1977»?

Мария Королева обращается к иконологическому методу и исследует эволюцию красного лозунга и коллективных действий в современном русском искусстве.

Я начала собирать эту коллекцию картинок весной, разочаровавшись в возможностях текстов, традиционно понимаемых как «художественная критика». Искусство, одобряемое на институциональном уровне сегодня, больше не соответствует историческим критериям «художественности» и не ищет новые. Вместо этого оно претендует на «исследование», «научность», «междисциплинарность», но искусство не является единственной областью знания, занимающей эту нишу. Оно вступает в противоборство с гуманитарными исследованиями — политически преследуемыми и недофинансированными — и проигрывает им в содержательности и потенциале что-то изменить в этом мире. Искусство, желающее быть наукой, не производит ничего, кроме развлекательной конъюнктурной продукции, которая даже не вовлекает стороннего зрителя в более глубокое изучение стоящих за ней вопросов, а создает иллюзию знания о них. В таких условиях становится сомнительным отдавать искусству предпочтение или даже выделять его в отдельную категорию в процессе изучения производства знания. Примерно в момент этого грустного откровения я начала интересоваться иконологией: междисциплинарной областью, работающей с фотосвидетельствами культурных явлений самого разного рода и связанными с ними текстами и не делающей различий между высоким, вульгарным, политическим, ерундой, не важно чем. Главное, что есть картинка, гугл-диск и библиотека со скупыми записями предшественников. 

Но этот подход имеет и серьезное ограничение: подходит ли фотография (как варианты: видео, голограмма) для изучения вклада любых явлений в историю идей? Как быть, например, с «Коллективными действиями», группой, в которой главное то, чего увидеть нельзя? Кстати, выставки за прошедшие полгода снова поднимают вопрос: «А можно ли что-то сделать в российском искусстве сегодня без оглядки на наследие “Коллективных действий”, и чем именно руководствуются авторы?» Если мы воспримем текстовую часть этого наследия буквально, то ответ будет неопределенным, потому что и понятие «природа», и «пустое действие» — поэтические абстракции, которые не воспрещают никакое прочтение. В сравнениях с последователями речь пойдет о формальном, а не идейном сходстве, и чтобы установить критерии, приходится воспринимать акцию «Лозунг-1977» как предмет фотографии. Поиск по цветопятновому сходству, доступный на Pinterest, принес только одно более или менее подходящее изображение. Второй метод — хэштеговый поиск — оказался интереснее, хоть у него и не существует никакого единого алгоритма визуализации. Хэштег «природа», материализовался в художественно-скомпонованную природу (о важности особенной композиции в «ожидании» зрителя-участника можно почитать в «Поездках за город»), «пустое действие» и «инструкция» превратились в перформанс (так как речь не идет о духовном опыте), «лозунг» — в красную ткань, лозунг в любом исполнении. На самом деле, достаточно было двух из этих хэштегов, чтобы работа имела некоторое сходство с акциями «Коллективных действий». Красные лозунги на политических митингах и пикетах тоже претерпели изменения, например поэтико-экзистенциальные «лозунги» вошли в норму, и это я вкратце отметила. Но отдельно от понимания, где именно эти хэштеги применять, метод тоже не приносил результатов. Только списки участников различных мероприятий и акций с 1977 года и по настоящее время дали ту выборку людей, которую бы счел подходящей визуальный исследователь «Коллективных действий». Я изучала пересечения разных коллективов деятелей на этом промежутке времени. Количество этих людей, как можно догадаться, со временем выросло от нескольких десятков до сотен. Так же и изображения наполнялись совершенно посторонними деталями, двигая «Лозунг» от стереотипов к исполнению своего поэтического замысла. Я доверяла художникам, которые писали в публичном поле, что на них повлияли «Коллективные действия», даже если фотографии произведений вызывали сомнения в этом. Был только один автор, Антон Литвин, который удалил почти все следы своей деятельности, кроме нескольких интервью, и не нашлось материала для его представления как поклонника «Коллективных действий». Отдельным кейсом была работа Кирилла Савченкова, так как он открыто ссылался на акцию «Коллективных действий», но не «Лозунг» — после некоторых сомнений, я все же добавила ее. Группа Rabota ссылалась на другое действие имплицитно, но так как все, кроме лозунга, в их цитате есть, то вошли и они. Не были включены работы Комара и Меламида, так как по хронологии было совершенно очевидным, что тема красного лозунга интересовала их без ссылок на коллег. Но вот с точностью разделить влияние акции «Лозунг» и работ дуэта на сегодняшних художников уже вряд ли возможно. Кроме фотографического, акция «Лозунг-1977» оставила текстовый след и оказала влияние на культуру помимо художественных кругов, что некоторым, но, конечно же, недостаточным образом, отражено в этом исследовании. 

Эта работа — не художественное произведение. Она сделана для сайта https://spectate.ru/ и не будет воспроизводиться нигде и ни в каком качестве, кроме рассказов немногих очевидцев. У меня нет никакой уверенности, что она или стоящая за ней методология встретят понимание, и я смогу в других, похожих проектах продолжать показывать культуру, а не рассказывать о ней. Заранее прошу прощения за возможный дискомфорт, который эта публикация может принести участникам и зрителям.

Марика Красина и Антон Кривуля. Художественная группа Rabota. Проект «Автоархеология», 2019 © Фото предоставлено сайту Музеи России 
Лиза Билецкая. «Вырлица» (кадр из фильма), 2020. Фильм и текст для журнала «Нога», 2020 © Перевод на русский для «Лесной газеты»
Анастасия Кайнеанунг. Вышивка «Железная яблоня пробила мне темя своим стволом», 2018 © Предоставлено автором журналу «Артгид» 
Растительный вестник. «СЕЗОН 7 ВЫПУСК 11» (кадр из фильма), 2020 © Группа Растительного вестника в FB
Лиза Коновалова. «Гудок», 2013, кадр из фильма © Elizaveta Konovalova on Vimeo
Всеволод Некрасов. «Вообще конечно», 1985 (отрывок) © Из сборника «Стихи 1956 — 1983», Библиотека Московского концептуализма Германа Титова, Вологда, 2012
Арт-группа «Мир» (Сергей Ануфриев, Игорь Гусев). Из серии «Art Fiction» в ЦСИ «Фабрика», 2018 © Фото экспозиции: Маша Королева 
Лада Учаева. «Лучшие моменты» в галерее «БОМБА», 2020 © Фото экспозиции: Анастасия Жолудева
Николай Козлов, Анатолий Жигалов, Гия Абрамишвили, Иосиф Бакштейн, Дмитрий Пригов. Выставка «В аду», 1987–88 © Фото: Георгий Кизевальтер 
Арт-группа Художественное Уединение. «Стадо диких мангалов», 2020 © Фото для галереи Jart
Анастасия Потемкина. «Возрождение Дурного Семени», 2016 © Фото предоставлено журналу «Артгид» Anna Nova Gallery
Мария Доронина, Сергей Гуськов. «Забытый процесс С. Мжачих» в Музее Вадима Сидура, 2021 © Фото материалов архива: Маша Королева. Кураторский комментарий к папке «Наконец, в папке на полке можно взглянуть на другие находки и разыскания авторов так и не снятого фильма “Забытый процесс С. Мжачих”»
Андрей Шенталь. «Москва—Пекин» в Музее «Гараж», 2019—2021 © Фото экспозиции: Настя Хаустова
Арт-группа «МишМаш». «SuperJew. Жизнь и подвиги», 2017. Фото предоставлено художниками журналу The Art Newspaper Russia
Владимир Чернышев «Остановка», 2020 © Фото на сайте Премии Кандинского 
Группа «Гнездо». «Демонстрация. Искусство в массы», 1978 © Фото к статье Саши Обуховой «Перформанс в России: Картография истории»: краткий гид по выставке», Афиша Воздух
Вид экспозиции «С моих слов записано верно!» в Театре.док, 2019 © Фото из FB Художественной группы «Родина»
Дарья Серенко и сообщество «Тихий Пикет», 2019 © Фото из Твиттера Дарьи Серенко
Вадим Захаров. «Даная», 2013 © Фото Даниила Захарова для Российского павильона Венецианской Биеннале
Ирина Корина. «Остановка Изотопы», 2019 © Фото с сайта Ирины Кориной
Павел Пепперштейн. «Black Cube, skyscraper, (aka Malevich tower)», 2009 © Фото галереи OVCHARENKO
Институт политической магии. «Лесная революция», Музейный комплекс в Разливе, 2020 © Фото найдено в журнале «Крапива» в статье «Лесная революция» 
Фотография в ЖЖ аккаунте ma79 с эпиграфом «Я ни на что не жалуюсь и мне все нравится», запись от 18 февраля 2018
Кооператив «Технопоэзия». Перформанс Марины Шамовой «Апокалипсису быть!», 2021 © Фото найдено на страничке кооператива
Кооператив «ередовое удожество». «ВЫ — ЧАСТЬ НАС! / YOU ARE A PART OF US» (кадр из фильма), 2014 © Фото найдено в статье «Коллективные перформансы: от партиципации к производству социальной жизни» Романа Осьминкина, syg.ma
Николай Полисский, Константин Батынков, Сергей Лобанов. «Снеговики», 2000. Архив Музея современного искусства «Гараж»
Анатолий Жигалов купает дочь Еву. Москва, 1980 © Фото: Георгия Кизевальтера, архив Музея «Гараж»
Леонид Войцехов, Константин Звездочетов, Александр Петрелли, Игорь Чацкин и другие. «В два счета!», 1987 © Фото с сайта Амнезiя
GAKHN Displaced. Коллективная выставка в ЦТИ «Фабрика», 2021 © Фото: Маша Королева
Юрий Альберт. «Лозунг», 2014 © Фото: Ольга Данилкина для aroundart.org 
Павел Отдельнов. «Край чудес», 2020 © Фото: Кирилл Зыков для «Агентства Городских Новостей»
Провмыза. Кадр из фильма «Отчаяние» © Фото с сайта Open Space 
Анатолий Осмоловский. «7 смертей в Москве», Драка в ЦПКО им Горького, 2003 © Фото с сайта Анатолия Осмоловского
Андрей Кузькин. «Перформанс с деревом», 2013 © Московский музей современного искусства для журнала «Артгид»
Хаим Сокол. Из проекта «Амбивалентность», 2012 © Фото с сайта I Love Petersburg
Фото с выставки Ивана Бражкина и Арсения Жиляева «Центр протестных инициатив», 2012 © Фото предоставлено журналу aroundart.org
Тимофей Радя. «Все это не сон», 2018 © Фото для фестиваля городской культуры «Арт-Овраг»
Андрей Филиппов. «Риму — Рим», 1989. Реконструкция 2015 в Фонде «Екатерина» © Фото: Лиля Пальвелева для «Радио Свобода» 
Надпись на крыльце галереи «Пересветов переулок» © Фото на сайте «Узнай Москву»
Никита Алексеев. Выставка «Монтаж», 2004 © Фото экспозиции с сайта aroundart.org
Варвара Геворгизова («Движение Ночь»). «Ни тени сомнения», 2019 © Фото: Эльдар Ганеев для съезда «Лиги нежных»
Олег Кулик. «Лошади Бретани», 1998 © Фото предоставлено Tsukanov Family Foundation журналу «Артгид»
Дима Филиппов «Движение людей», 2014. Проект «Если бы…», музей-заповедник «Дивногорье» © Фото Димы Филиппова с aroundart.org 
Оля Кройтор. «Кокон», 2016 © Фото на странице курса художницы в школе «Среда обучения»
Герман Титов. Из серии «ЛЕС», 2013 © Фото с сайта МАММ
Ирина Саморукова, Илья Саморуков, Сергей Баландин, «Портрет художника Сергея Баландина», 2014 © Фото для сайта aroundart.org
Юрий Лейдерман. «Геопоэтика. Австрийские сельскохозяйственные машины» © Фото на сайте Kyiv Academy of Media Arts
Марина Алексеева. «Пляж» © Фото предоставлено художницей для журнала The Art Newspaper Russia
Илья Долгов. Фото проекта Forestjournal.org © Предоставлено художником журналу «Артгид» 
Степан Субботин.«Призрак I», 2020 © Из книги «Призракология в постсоветском искусстве» Выпускная работа Софьи Афанасьевой, издательство Высшей Школы Экономики, 2020
Екатерина Герасименко, Ян Гинзбург, Дмитрий Хворостов, Кирилл Михайлин, Михаил Назаров, Юлия Овчинникова. Реэнактмент акции КД «Н.Паниткову. Три темноты», 2020 © Видеодокументация: Юлия Овчинникова. Фото и объект: Екатерина Герасименко. Фото экспозиции: Ольга Алексеенко
Товарищество «Новые Тупые». «Пасха», 1999. Фото: Михаил Григорьев
Группа «Танатос». «Выбранный путь», 1992 © Фото из книги Андрея Ковалева «Российский акционизм 1990 — 2000» 
Василиса Полянина. «На своем месте», 2016 © Фото на сайте инициативы «Работай больше! Отдыхай больше!» 
Евгений Юфит. Кадр из фильма «Прямохождение», 2005 © Фото предоставлено информагентству Sobaka.ru
Арт-группа ЗИП © Фото предоставлено художниками журналу Artteritory 
Анна Михеева. Экспозиция выставки «Допустимый уровень шума при полете», 2016 © Фото предоставлено проектом «Взлёт» для aroundart.org
Движение Заиби. «Похороны Сахарова», 1990 © Фото из книги Андрея Ковалева «Российский акционизм 1990 — 2000»
Андрей Монастырский. Экспозиция выставки «Атрибут», 2021 в галерее XL © Фото: Маша Королева
Арт-группа «Нежные бабы». «Крапива», 2017 © Фото: Игорь Титаев, предоставлено авторами журналу «Артгид»
Миша Ле Жень. Обложка «Миша Лежень, а, к, ц, и, и» © Фото найдено в ЖЖ аккаунте vittasim
Программа Escape. «Исчезновение», 2001 © Фото с сайта ММОМA
Кирилл Савченков. «Логистика Вненаходимости», 2018 © Фото: Иван Ерофеев, Анна Марченкова для Центра Экспериментальной Музеологии
Сергей Шутов. «Чужие здесь не ходят», 2000 © Фото: Мария Королева
Участницы «Монстрации» с плакатами © Фото: Andrey Marshak, найдено в Википедии
Егор Астапченко. «В памяти холмов», 2015 © Фото с сайта проекта ArtScout
Елена Ковылина «Спасите мою душу», 2000 © Фото из книги Андрея Ковалева «Российский акционизм 1990 — 2000»
Аристарх Чернышев. «Пироперформанс Боспор-Бикини (в рамках Боспорского форума)», 1993 © Фото из книги Андрея Ковалева «Российский акционизм 1990 — 2000»
Анастасия Россохина, Евгения Фомина, Анна Симакина, Федор Кокорев, Февралина Покровская, Полина Николаева, Виктория Кудрявцева, Алексей Кирсанов, Вик Лащенов. «Хор исполнения желаний», 2019 © Кадр из видео, выложенного на YouTube аккаунтом Uwisfoto 
Группировка eeefff. «Пикник возле дата-центра», 2016 © Фото с сайта eeefff
Иван Волков. «Все ради искусства, но как оно за..ло», 2018 © Фото из блога в VK «Протвино. Атом»
Федор Дубровин. «Линия горизонта», 2021 © Фото с сайта Федора Дубровина
Народное творчество © Найдено в Pinterest аккаунте panikowska (@powerpoIIy)
Фото Владимира Софита для «Эстетики Ебеней»  © Найдено в Pinterest
Борис Матросов. «Счастье не за горами» 2005 © Фото: Александр Лычагин, найдено на сайте Strelka Mag
Все будет хорошо! © Фото: Marina Bezrukikh
Все будет хорошо! Автор неизвестен


Мария Королева

Spectate — TG

Если вы хотите помочь SPECTATE выпускать больше текстов, поддержите нас разовым донатом: