Виктор Белозеров. Отечество цифрового пламени: как горят сайты выставочных проектов

Интернет-археология в деле: Виктор Белозеров исследует российские цифровые архивы художественных институций и проектов и рассуждает о том, как противостоять цифровому забвению.

Наши стратегии поиска обусловлены необходимостью найти максимальное количество информации, а также условиями реализации этого желания — в этой ситуации обстоятельства редко зависят от самой фигуры исследователя. Этот текст посвящен первичному поиску, который не затрагивает физические источники (каталоги, периодические издания, архивы), а целиком сконцентрирован на онлайн-архивации российских выставочных проектов за последние двадцать лет: что дошло до наших дней, что частично или совсем затерялось, и с какими особенностями приходится сталкиваться при работе с таким материалом. 

Важность подобных источников информации связана не только с их доступностью — мы не нуждаемся в физическом перемещении себя на дальние расстояния, избегаем коммуникации и формальностей, — но и с тем, что сайт любого выставочного проекта инкорпорирован в сайт институции, а значит мы можем судить об их ответственности  за сохранность информации. Случается и так, что сайт вовсе остается единственным следом проекта, когда нет каталога, а бумажная документация где-то дожидается архивно-спасательной команды или вовсе исчезла, не говоря о том, что люди, которые могли заниматься проектом, перестали в какой-то момент быть к нему причастны или умерли. Вдобавок, самая очевидная причина, объединяющая все эти подпункты — все забывается. 

Существуют две основные процедуры, которые затрагивают сайты различных проектов: обновление (чаще всего без сохранения информации с предыдущей платформы) и удаление. Спасти от подобных невзгод может лишь Wayback Machine, позволяющий перемещаться между версиями сайтов за разные года, но иногда этот процесс может быть очень выборочным — что-то все равно теряется, особенно изображения или прикрепленные файлы (pdf, аудио, doc). Есть и потери другого рода, которые случаются не по вине держателей сайта: прекращение работы Adobe Flash Player в конце 2020 года огорчило не только любителей флэш-игр, но и меня, когда дело дошло до работы с сайтами 2000‑х, где многие элементы или сам сайт целиком опирались на флэш-технологии. Подобное, по истечении времени, коснулось и простых jpg/png изображений, которых годы не только потрепали, но и «пережали». С тем же сожалением могу заметить, что распространение каталогов различных выставок и фестивалей через ISSUU1, который служил хранилищем для всех этих бесчисленных pdf-файлов, ограничено нашими добросовестными блюстителями интернет-чистоты — ныне сервис на территории РФ заблокирован (но доступ через VPN никто не отменял). 

Другой аспект заключается и в том, что полагаться только на сайты нельзя, контент уже давно мигрирует с одной платформы на другую, поэтому вам приходится задействовать их все. До сих пор можно найти фотоотчеты выставок в ЖЖ, что-то случайно обнаружить на странице мероприятий в ВК, не говоря уже об информационных залпах в Фейсбуке, Инстаграме или Телеграме. Любительский контент увеличивает количество зон поиска, а иногда и вовсе становится единственной  ниточкой, связывающей вас и событие. В этом отношении очень показателен YouTube конца 2000‑х и начала 2010‑х, когда почти каждый мечтал о своем канале и активно снимал все происходящее, в том числе и выставки. К этим случайным агентам с их материалом, который, о ужас, если дело касается выставок 2000‑х, можно найти в Одноклассниках или Мой мир@Mail.ru, добавляются и модные издания со своими фотоотчетами, на которых при должной сноровке вы научитесь видеть экспозицию, а не только блеск и сияние приглашенных гостей. 

Небольшим спасательным кругом в этом омуте потерь иногда может стать портал Музеи России, который с конца 1990‑х собирает анонсы выставок по всей стране, иногда даже с картинками. Ценный ресурс, особенно если исходный сайт уже давно лег, а вам нужно прошерстить деятельность какой-нибудь институции за последние лет 15–20. Похожим источником можно назвать GiF.ru, который сейчас доступен только через сохранённые копии — сайт позволял смотреть событийную программу по городам России, а также искать отдельные персоналии и институции. 

Выбор браузера тоже диктует свои условия, поскольку мир Google и мир Яндекса разительно отличаются друг от друга, поэтому собирать отечественную действительность приходится со всех сторон. В некоторых случаях институции очень старались, чтобы их выставки не уходили с первых позиций в поисковиках — например, когда я искал некоторые проекты по запросу «японское современное искусство», то даже с указанием, к примеру, 2006 года, мне постоянно приходилось сталкиваться с «Такаси Мураками» в Гараже и с «Шедеврами Эдо» в Пушкинском (спасите).  

Мои личные поиски были напрямую связаны с изучением присутствия японских авторов в различных групповых и сольных проектах на территории России, и ввиду отсутствия информации на этот счёт,  многие из находок были случайными. Надеюсь, что за этой случайностью, которая лично для меня привнесла парочку существенных открытий, скрывается и возможность для других исследователей найти что-то свое и проследить цифровой путь проекта от его начала и до настоящего времени. Переходя к конкретным примерам, мне хочется предупредить особо чувствительных читателей о том, что рядом с высоко статусными (вечными!) проектами и событиями могут соседствовать иные, менее знакомые и известные, поэтому простите меня за мое мышление вне иерархий. Также замечу, что охватить все у меня не хватит символов и времени, да и это тянет на крупное исследование, поэтому ограничусь рядом примеров, которые демонстрируют эту ситуацию с разных сторон. 

Web Resurrection

Сайт ГЦСИ, который долгое время существовал в качестве базы данных не только по поиску мероприятий самой институции, но и, что наиболее ценно, служил поисковиком для их медиатеки, в настоящее время функционирует наполовину.  Несмотря на то, что сайт в принципе не изменял свой внешний вид на протяжении многих лет, он успешно пережил присоединение ГЦСИ к РОСИЗО, однако его слияние с Пушкинским не было таким же гладким. Идея поглощения весьма созвучна нашему турбулентному времени: организм более крупной особи стирает свидетельства существования меньшей и присваивает ее наследие себе, оставляя милую плашку, которая утверждает, что сайт работает как архив. Но сегодня поисковая система сайта не работает, отыскать что-то по событиям (раздел «архив событий» также пуст) или базе данных медиатеки невозможно. Чтобы найти что-то через браузер, вы должны конкретно знать, что искать — только тогда вы сможете попасть на сайт ГЦСИ и найти нужный пост. Таким образом, многострадальная судьба настигла ГЦСИ и в онлайне, что печально, поскольку пока каких-то инициатив в перераспределении этого архива у Пушкинского нет, и вряд ли со своими планами и амбициями в ближайшее время ему удастся этот вопрос решить. Музей2, в свою очередь, заявляет, что сайт живее всех живых и все там работает. В общем, не удалили, и на том спасибо. 

Приведу простой пример, доказывающий, почему важно сохранять функционал сайта, а не мучить пользователя блужданием по ссылкам. Первоначально я искал информацию о двух мероприятиях: Фестивале коллекций современного искусства и Фестивале ВидеоFocus — оба эти мероприятия организованы ГЦСИ, и только на их сайте есть возможность найти о них наиболее полную информацию. Как я уже говорил, операцию поиска приходится осуществлять через браузер, а не поисковик сайта, а это уже отнимает время и силы. К примеру, у ВидеоFocus был pdf-каталог, на который можно наткнуться даже на сайте ГЦСИ, но хостится он на платформе ISSUU, которая у нас заблокирована. Далее, мне было нужно найти участников резиденции ГЦСИ в Кронштадте за все время ее существования. Есть отдельный сайт арт-резиденции, который тоже стал архивным после слияния, но он предоставляет список участников только с 2017 по 2020 год. Если вы захотите совершить более далекое путешествие во времени, то только внизу страницы, по случайности, можно обнаружить информацию о резидентах 2012–2016 годов. Тогда вы вновь вернетесь на сайт ГЦСИ, попытки же найти эту ссылку через поисковик, без постороннего сайта, безуспешны. В общем, этот небольшой, но поразительный пример показывает, как большие институции относятся к многолетней истории деятельности поглощаемых учреждений, а также к чему приводит монополизация цифрового пространства. 

Переезд музеев на новую платформу без сохранения старой — частое явление. Третьяковка обращает время вспять лишь до 2017 года (до этого сайт позволял рассмотреть выставки с 2007 по 2016, а единственная сохранившаяся версия сайта до этого охватывает период с 2002 по 2007). Пушкинский, несмотря на наличие выбора даты с 1912 года, начинает свой отсчет с 2014. Однако это один из немногих сайтов, который на Wayback Machine можно отследить с 1999 года. Первые версии сайта вплоть до 2011 года (с небольшим косметическим ремонтом в 2004) приходится отсматривать через выставочный план, год за годом, единого каталога тогда не было. К 2011 году новый сайт дает возможность отмотать время до 2009, к 2014 — опять косметика и сужение перечисления выставок только на текущий период, а затем уже переход к текущей версии сайта. Музей Востока идет по схожему пути, сейчас максимум можно окунуться в 2016, хотя предыдущая версия сайта позволяла дойти до 2007. Музей архитектуры им. Щусева — пример и вовсе печальный, старая версия сайта каким-то чудесным образом вобрала в себя список всех выставок музея, даже за советский период, попутно сохраняя информацию обо всех формах и видах образовательных программ с 2000‑х; в настоящее время, после своего обновления, сайт способен дойти лишь до 2013 года. То же касается и региональных музеев: сайт Новосибирского государственного художественного музея хранит информацию обо всех выставочных проектах до 2009 года включительно, но и там встречаются свои нюансы, например, к ряду событий не указаны даты окончания мероприятия — гадайте сами. Разумеется, есть примеры и более ответственных институций, с которыми ситуация как-то яснее и понятнее, если мы говорим об онлайне сквозь время и пространство — PERMM, Гараж, ММСИ.    

Биеннале и другие представители крупного калибра

Московская биеннале — это уже история, причем и в онлайн формате, и, видимо, в оффлайн3. Сейчас до сих пор можно найти сайты каждой из них (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8). С 1‑ой по 6‑ую все достаточно ровно, каждый из сайтов придерживается общей стилистики и там, несмотря на архивность, чувствуется какая-то жизнь (благо и материалы еще доступны). 7‑ая и 8‑ая — формальные сайты с большими, путешествующими за вами плашками с указанием поддержки МК РФ и  правительства Москвы, чтобы вы не забывали, кто в доме хозяин. Эти сайты выглядят как ленточные черви с гигантским перечислением авторов, нерабочими ссылками на аудиогид с Яндекс.Музыки и прочим набором неудачных решений. Сайт Московской международной биеннале молодого искусства с цикличностью раз в год полностью уничтожает своего сайтового предка — спасает то, что все они имеют свою сохраненную копию, а значит можно и прогуляться до тех времен, когда она была «Стой! Кто идет?». Сайт Ширяевской биеннале нынче лежит в руинах, но сохраненки позволяют отмотать время назад: все проекты и история с 1999 по 2018 год доступны и продолжают жить своей цифровой жизнью. За многолетнюю историю Красноярской музейной биеннале мало кто позаботился о ее сохранности. На сайте есть страница-архив, где вкратце прописывается каждый выпуск, но без участников и какой-либо дополнительной информации о проекте; только с 2013 года появляются ссылки на полноценную программу биеннале, хотя, например, 2015 год зачем-то кидает вас в обсуждения в ВК, где есть просто текст-концепция; с последующими годами ситуация становится лучше. Совсем недавно я радовался тому, что Уральская биеннале сохраняет сайты всех своих проектов, но прошло чуть больше месяца, ее сайты перестали работать и переместились в связи с полноценным обновлением платформы под 6‑ую биеннале. Как-то скоро и неожиданно сайт Уральской биеннале присоединился к программе «Издательство Яндекса», которая, кстати, распространяется и на сайт 8‑ой Московской биеннале. Вместо старых сайтов появился раздел «архив выставок» где теперь, правда, в несколько другом формате, похожем на сториз, вы можете просмотреть все проекты той или иной биеннале. Сложно сказать, какой из вариантов лучше, но хотя бы из этого организаторы не устроили цирк. Архстояние справляется с документацией своих проектов, Арт-Овраг делает это несколько хуже в своей настоящей версии, хотя еще в 2018 году на сайте был архив, позволявший посмотреть каждый год фестиваля, начиная с 2011 года, включая материалы прессы и видео. Фестиваль «Современное искусство в традиционном музее» безнадежно затерялся в своем прошлом — сайт позволяет отправиться до границы 2012 года, предыдущие 10 фестивалей находятся в сумеречной зоне, без сохраненных копий. У одноразовой Южно-российской биеннале современного искусства, которая проходила в Ростове-на-Дону, был свой сайт, который даже в архивном состоянии работает наполовину. Так же сомнительны и материалы Владивостокской биеннале (1998–2013, 2017), от которой остались лишь сайты за 2013 и 2011 год. Есть и Московская биеннале архитектуры (2008–2018) — с ней все в порядке в плане сохраненных копий, и может найдутся те, кто о ней вспомнят. Любопытно, что на фоне этих мероприятий выплывают и вовсе не известные мне, но при этом с нормальной архивацией, например Международный Скульптурный и Живописный Симпозиум ПЕНЗА, существующий с 2008 года и последний раз проводившийся в 2018. 

Фотография и ее представители

Ситуация с событиями, связанными с фотографией, также неоднозначна. С одной стороны, есть Мультимедиа Арт Музей, который аккуратно хранит все проекты в рамках Фотобиеннале и «Моды и Стиля в Фотографии», за исключением самых ранних этапов Фотобиеннале, что проходили во второй половине 1990‑х. Их отдельное преимущество заключается в том, что они не только перечисляют различные выставки, проходящие во время этих мероприятий, но и добавляют карту с площадками событий — удобно и полезно. Аналогичный пример, Photovisa, фестиваль фотографии в Краснодарском крае, возглавляемый Ириной Чмыревой. На сайте представлена вся история фестиваля с момента его появления, к большинству выпусков также имеется и pdf-каталог с подробным описанием деятельности участников. На их фоне совершенно теряется Международный фотографический фестиваль «Волжская биеннале», проходящий в Нижнем Новгороде с 2004 года. Сайта к нему не удалось найти (вероятнее всего его никогда и не было), лишь только последние выпуски фестиваля доступны на сайте Русского музея фотографии. Схожая ситуация с Фотобиеннале современной фотографии, которая проходит в Русском музее с 2010 года и также привязана к сайту институции — минимум информации об участниках и этапах проведения мероприятия. Калининградская «Фотомания» (2003–2017), переродившаяся в настоящее время в фестиваль фото- и медиа-арта ФотON, уже потеряла свой сайт, доступ к нему возможен лишь через сохраненные копии; к счастью, там собраны все выпуски «Балтийской биеннале фотографии». Настоящая цифровая жемчужина в этой области — сайт ИнтерФото. Фестиваль возник в 1995 году, а уже через год у него появился собственный сайт, который просуществовал до 2004 года включительно. Это скорее исключение из правил — столь раннее появление сайта обусловлено прежде всего российско-американскими организаторами фестиваля, поэтому неудивительно, что усилия подобного рода оправдались. К сожалению, осуществить доступ через Wayback Machine удается не ко всем годам фестиваля; к примеру, выпуски 2002 и 2003 года запрашивают Adobe Flash Player, который, как я уже упоминал ранее, сегодня не поддерживается. Есть мероприятия и более таинственные, от которых сохранились лишь анонсы об их открытии и краткое описание программы, например, Сибирская фотобиеннале (2003–2007?), следов от сайта которой, если таковой когда-либо имелся, не сохранилось. 

Забавно, что мероприятия, связанные с медиа-артом и цифровым искусством, успешнее сохраняют свою историю — видимо формат работы как-то толкает на мысли о вечном. До сих пор в отличной форме находится Киберфест (Cyfest), который с момента своего старта в 2007 году бережет и охраняет весь доступный диапазон информации, от каталогов до фото и видео. Также, несмотря на завершение проекта, еще держится хронология проектов Медиафорума. И даже такие коммерчески ориентированные проекты, как Lexus Hybrid Art, до сих пор можно отыскать на сохраненных страницах, пускай и не с самого их начала, а только с 2013 года.

Стрит/Паблик

«Артмоссфера», последний раз проводившаяся в 2018 году, до сих пор сохраняет свой сайт, но никак не разделяет свою программу за разные годы существования фестиваля. Представленный список художников далеко не всегда дает представление о том, что именно автор подготовил для проекта и в какой год — это как раз тот случай, когда приходится пользоваться страницами сообщества в ФБ или ВК. Подобная перемотка назад частично позволяет восстановить представление о событии, плюс, что, возможно, случайно, но похвально, фотоальбомы продолжают сохраняться, а это всегда полезно при восстановлении информации. На этом фоне достойно выглядит «Арт Проспект», проходящий в Петербурге с 2012 года (а с 2017 выбравшийся в другие регионы) — его сайт хранит информацию обо всех проектах участников за разные годы с описанием и небольшой фотодокументацией. 

Ярмарки

Арт-ярмарки настоящего продолжают сохранять свою летопись, это справедливо как для Cosmoscow (кроме выпуска 2010 года), так и для Da!MOSCOW — оба мероприятия архивируют список участников своих ежегодных событий. В архивной версии до сих пор можно посмотреть всю историю Арт Москвы (1996–2013). Здорово, что помимо пресс-релизов и участников сохранился фотоархив, а также результаты продаж, пускай это и касается выпусков ярмарки после 2006 года. Также в достатке информации и о Московском фотографическом Салоне, который в первой половине 2010‑х устраивала Галерея классической фотографии под руководством Марка Коберта. Канули в лету Арт Манеж (1996–2011), Худграф (2006–2011)4, Московский международный салон изящных искусств (2004–2009, 2012–2013), Московский международный художественный салон (1998–2016) — все мои попытки найти их сайты провалились. 

Личная инициатива

Часто к желанию сохранить память о проекте добавляется сама интенция куратора, и это не может не радовать: Виктор Мизиано сторожит в онлайне свой «Удел человеческий» и «Невозможное сообщество», Марина Фоменко сохраняет историю своего многолетнего фестиваля «Сейчас&Потом» с подробным описанием программы и pdf-каталогами. Еще я наткнулся на более давний пример — это архив Московской международной выставки-ярмарки «Книга художника», проходившей с 2005 по 2011 год; удивительно, но сайт Михаила Погарского, организатора и куратора ярмарки, созданный в 2003 году, до сих пор держится и все ссылки у него рабочие. При этом сохранение сайта-платформы не всегда обрекает выставку на поглощение пустотой, недавно я писал о выставке Новая Япония, что проводилась в Государственной Галерее на Солянке в 2018. Сейчас на сайте ее уже не найти, но при этом сохранились сторонние материалы: интервью кураторов, аудиоподкасты про работы, любительские видео с YouTube, а также pdf-каталог, который лежит на сайте у одного из кураторов. Такого рода разнообразная информационная сеть позволяет сохранить память о проекте даже когда он уходит с цифровых страниц той институции, что его проводила.

Дух первооткрывательства

Большой потенциал подобного рода исканий заключается в том, что рано или поздно вы наткнетесь на нечто незнакомое, но в то же время ощутите приятное от того, что вскрыли нечто малоизвестное, этому цифровизация и ее закрепление тоже способствуют. Мои личные раскопки в рамках этой онлайн-археологии привели к тому, что я открыл для себя «новые» события, находясь на довольно приличном временном расстоянии от них. Петербургский Манеж еще в начале 2000‑х активно пытался соревноваться с Москвой в области крупномасштабных событий, реализовав два проекта: «Международный фестиваль экспериментального искусства» (2006–2008)  (с 1996 по 2004 назывался «Фестиваль Перформанса и Эксперимента»), а также Международную биеннале «Диалоги». Над обеими этими событиями витал вернисажный дух старого ЦДХ, но делает ли это их хуже… это вопрос.

Мне кажется, это единственный пример, когда институция задействовала некогда популярную платформу (uCoz) для создания сайтов, которую часто использовали всякие фан-сообщества. Очень похвально, но жаль, что эти сайты довольно сложно обнаружить, как и тех, кто заинтересовался бы этими мероприятиями. Другой подход к сохранению истории своей деятельности встречается у владивостокской галереи «Артэтаж», которая опирается на социальные сети. Александр Городний, куратор галереи, в свое время выкладывал историю всех выставочных проектов с 1990 по 2013 год, но их тоже приходится поискать в тех же обсуждениях сообщества ВК. Есть пример фестиваля «Улица как музей — музей как улица», стартовавшего под руководством супругов Коржовых в начале 2010‑х; как и в случае с Ширяевской биеннале, единственный способ достучаться до сайта — это воспользоваться Wayback Machine. В результате таких же продолжительных поисков нашелся и сайт Видеологии, Волгоградского международного фестиваля видеоарта середины 2000‑х, о котором сейчас мало кто вспомнит, как, я полагаю, и о Международном фестивале видеоарта в общественных пространствах OUTVIDEO. В случае, например, с ArtDigital, ежегодной выставкой с 2003 по 2006 год, которую курировал Антонио Джеуза в ЦСИ М’АРС, не спасают и сохраненные копии — большая часть страниц недоступна, поэтому понять, кто участвовал в проекте, или открыть изображения не представляется возможным. 

Чтобы избежать еще одной тысячи слов, отмечу, что существует масса проектов, связанных с представлением графики и графического дизайна, сайты резиденций и заархивированные выпуски тех или иных изданий, посвященных искусству. Первые два пункта из этого списка продолжают логику всех вышеуказанных проектов, часть из них разбивается об обновления, часть из них становится неизведанной историей. Что же до оцифровки периодических изданий и параметра их доступности, то это отдельный большой разговор, который также обладает своей спецификой и привязкой к обновлению и утрате сайтов, отдельных ссылок и тому подобному. 

Синдром феникса

Чем это может быть полезно за пределами конкретной информации для малочисленной категории любопытствующих? Это самый верный и простой способ проследить изменения реальности и динамику событий и явлений в мире искусства. Как бы вы еще узнали, что в 1999 году билет в Пушкинский стоил от 8 до 120 рублей, а приглашение на первую Московскую биеннале молодого искусства начиналось с пассажа «Долгожданный день пришел, девочки нарядились, и мы открываем Биеннале молодого искусства “СТОЙ! КТО ИДЕТ?”»? Изменение языка, иногда нелепые и некорректные для нашего времени формулировки, развеселый дизайн и даже какое-то ощущение свободы, пускай и с примесью ностальгии, бесконечные опечатки и коверканье имен зарубежных художников и кураторов — сразу видно, как в те времена пытались приручить фамилии зарубежных авторов. Мне как представителю поколения, которое начало вышагивать на выставки только в начале 2010‑х, кажется, что все это онлайн блуждание обладает огромной силой и потенциалом, пусть и не позволяет полноценно избавиться от этой временной уязвимости и невозможности физического присутствия, но хотя бы частично восполняет представление о том, что происходило на событийно-институциональной карте России в то время. Существует ли какой-то эффективный способ противостоять цифровому забвению? Да, хотя бы предварительные меры по забросу сайта в Wayback Machine, скриншоты основных страниц сайта и последующие физические распечатки в совокупности позволяют стабилизировать шаткое положение интернет-архивов. 

Потрясающе, насколько платформы регулируют восприятие времени, сжимая его до нескольких лет. Складывается ощущение, что на подобные проблемы еще не скоро обратят внимание, и несмотря на расширенный функционал нынешних сайтов и все прелести веб-дизайна, мы все также периодически будем терять сайты проектов или их старые версии. Мы видим, как отношения институций, на примере ГЦСИ и Пушкинского, могут выражаться даже в таких, казалось бы, тривиальных вещах. Проживая одну выставку за другой, мы можем обратить внимание на то, как часто сегодня авторы обращаются к теме памяти и архива, но вот что удивительно — на деле воспоминания о таких тематических мероприятиях ускользают также легко. Оставаясь с разобщенными данными, которые к тому же подвержены онлайн-миграции, мы вынуждены аккумулировать всевозможные способы добычи информации, которая ни в коей мере не уступает по своей важности физическим носителям. 

Наивно полагать, что сайты из 2010‑х или даже из начала 2020‑х обладают большей резистентностью к исчезновению. Возможно, что инициативы подобного рода, по крайней мере по очень наивной надежде, смогут снизить активность некоторых пиар-отделов, чтобы мы периодически избавлялись от штампов типа «первая выставка такого масштаба» и «самая большая выставка», поскольку обычно за такими громкими заявлениями скрывается отсутствие информации и проведенного исследования на тему «был ли до вас кто-то еще и что он делал». Восстанавливая время и событийность прошлых лет, мы способны излечить себя от синдрома феникса, вырваться из плена перерождений и вечного удивления. 

Текст и коллажи: Виктор Белозеров (Gendai Eye)

Редактор: Анастасия Хаустова

  1. Онлайн-платформа для создания, хранения и просмотра веб-публикаций pdf-документов (портфолио, книг, журналов, газет и т. д.).
  2. Из личной беседы с сотрудниками медиатеки.
  3. Приход нового руководства на 7‑ом выпуске, что уж говорить и о 8‑ом, значительно изменил наше представление об этом институциональном гиганте, который пока продолжает свой ход по Москве. Достаточно сравнить сайты, раз это тема нашего разговора.
  4. Хотя возможно, информация была на старом сайте Манежа, но его я так и не отыскал.